Конспект образовательной деятельности
«Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»
для детей старшей группы
Иванова Екатерина Валерьевна,
воспитатель МБДОУ №34,
г. Глазов Удмуртской Республики
Задачи:
I. Образовательные:
- Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на схему;
- Упражнять в образовании однокоренных слов от существительного еж (ежик, ежата, ежиха), в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- Учить подбирать антонимы;
- Учить понимать смысл образных выражений в загадке (недотрога);
- Формировать умение рассматривать картину, озаглавливать картину;
- Обогащать словарь.
II. Развивающие:
- Развивать умение внимательно рассматривать картину;
- Развивать память, воображение.
III. Воспитательные:
- Воспитывать внимательно слушать, оценивать друг друга;
- Воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Материалы и оборудование: картина «Ежи» из серии «Дикие животные» изд. ООО «ИД Сфера образования», мяч, схема-подсказка, телевизор
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас хорошая новость! Наш детский сад участвовал в акции «Сдай батарейку – спаси ёжика!» и собрал больше 3 тысяч батареек! Как вы думаете, много это или мало? Это очень много! Сдав одну батарейку, мы спасаем одного ежика. Представляете, сколько мы всем детским садом спасли ежей.
Воспитатель: А кто из вас видел настоящих ежей? Где видели? Пойдемте, я вам тоже покажу ежей. (дети садятся на стульчики, включается телевизор).
Воспитатель: Посмотрите, какую картину я вам сегодня принесла. Вам нравится эта картина?
Воспитатель: Давайте придумаем название этой картине. (Семья ежей, Ежиха с ежатами, ежи)
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем много говорить. Разомнем ротик:
Жа-жа-жа Есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи, а у нас в лесу ежи
Воспитатель: Что нарисовано на картине?
Дети: ежи
Воспитатель: Где находятся ежи?
Дети: В лесу, на полянке
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: Лето
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что нарисованы ягоды, зеленая травка.
Воспитатель: Сколько ежей на картине?
Дети: Четыре: мама ежиха и трое ежат
Воспитатель: Какая мама ежиха?
Дети: Большая, колючая, заботливая, внимательная.
Воспитатель: Какие ежата? (маленькие, забавные)
Воспитатель: Что делает мама ежиха?
Дети: Смотрит на кузнечика
Воспитатель: Что делают ежата?
Дети: Один свернулся в клубок, один спрятался, другой смотрит на жука.
Воспитатель: Ежонок, который свернулся в клубок какой?
Дети: Он испугался, значит он трусливый
Воспитатель: А который смотрит на жука, он какой?
Дети: Смелый
Воспитатель: В одной загадке про ежика говорится, что он недотрога.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Воспитатель: Почему про него говорится, что он недотрога?
Дети: Потому что он весь в иголках, он колючий, до него нельзя дотронуться голыми руками.
Воспитатель: Что вы видите на картине, похожее на ежика?
Дети: Сосна
Воспитатель: Что общее у ежа и у сосны?
Дети: Иголки
Воспитатель: Чем похожи все иголки?
Дети: Они острые
Воспитатель: У кого еще есть иголки?
Дети: У швеи, ели.
Воспитатель: Как будут называть иголки у сосны?
Дети: Сосновые
Воспитатель: У швеи?
Дети: Швейные
Воспитатель: У ели?
Дети: Еловые
Воспитатель: Ребятки, давайте мы с вами составим рассказ по этой картине?
Используйте слова, которые мы сейчас с вами говорили.
Чтобы вам было легче рассказывать, я приготовила схему-подсказку.
Рассмотрим их.
- На картине изображено…
- Сколько ежей
- Какая мама ежиха (описание)
- Какие ежата (описание)
- Кого увидели
- Что делают
(2-3 ребенка рассказывают по картине. После каждого рассказа дети хлопают в ладоши).
Воспитатель: Чей рассказ вам больше понравился?
(дети высказываются)
Воспитатель: Мне понравились все рассказы. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем:
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Воспитатель: Покажите, как ежик ищет еду, фыркает? (произносят звук ф-ф-ф)
Воспитатель: Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (произносят звукосочетание пых-пых-пых)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Самый внимательный»
Воспитатель: Еще раз посмотрите на картину. Я ее выключаю (закрываю), а вы должны ответить на мои вопросы:
- Сколько ежат на картине?
- Какие насекомые изображены на картине?
- Где гуляют ежи?
- Какие растения нарисованы на картине?
- Что делают ежи?
Воспитатель: Игра «Закончи предложение»
Выходите все и вставайте в круг.
Я буду говорить предложение, а вы должны будете его закончить. Кому кину мяч, тот и отвечает.
- медведь большой, а еж (маленький)
- заяц пушистый, а еж (колючий)
- еж спит днем, а охотится (ночью)
- белка живет в дупле, а еж (в норе)
- у лисы лисята, а у ежихи (ежата)
- волк злой, а еж (добрый)
- один- ежонок, а много (ежата)
- папа- еж, а мама – (ежиха)
- кошка домашнее животное, а еж (дикое)
- у мышки хвост длинный, а у ежа (короткий)
- лиса зимой охотиться, а еж зимой (спит).
Воспитатель: Ребятки, что вам больше всего сегодня запомнилось на занятии? Что было трудно? Что было легко?
Воспитатель: А сейчас вы будите хвалить себя, передавая мяч другому (Я Себя похвалю за…)
Воспитатель: Я вас тоже хочу похвалить за то, что вы внимательно слушали, активно работали на занятии, за то, что вы научили сегодня наших гостей рассказывать по картине.
Воспитатель: За то, что вы хорошо занимались, за то, что вы спасали наших ежиков, они вас угощают грибочками (детям раздаются угощение в виде грибков).
Список использованных источников:
- Развитие речи детей 6-7 лет. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2008.