Познавательно-исследовательский проект
«Волшебная соль»
с детьми средней группы
Аверкина Елена Владимировна,
Антоненко Елена Александровна,
воспитатели ГБОУ Школа №1786,
г. Москва
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: дети 4-5 лет, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный, групповой.
Цель проекта: изучить свойства соли, ее полезные и вредные качества, выращивание кристаллов.
Задачи проекта:
— формировать интерес у детей к исследованию полезного ископаемого — соли;
— формировать понятие о свойствах и качествах соли;
— стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.
Актуальность: заключается в том, что используя соль каждый день, мы не замечаем, и не задумываемся, что – это очень интересный и необычный материал для изучения.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении соли в жизни человека. А ведь соль — полезное ископаемое, незаменимый продукт питания. Что такое соль? Как ее добывают? Для чего она нужна человеку? Хотелось бы познакомить детей с этим удивительным минералом и научить исследовать предмет.
Предполагаемые результаты:
— Сформировать представление о полезном ископаемом — соль, ее значении для жизни человека;
— Проведение опытов с солью, создавая условия для исследовательской деятельности;
— Реализовать потребность детей в продуктивных видах деятельности – выращивание кристаллов из соли.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный.
Подбор методической литературы для педагогов.
— Беседы с детьми о соли.
-Рассматривание разных образцов соли (пищевая, каменная, морская, черная гималайская соль, розовая гималайская соль, розовая гавайская соль)
— Разработать совместно с детьми правила работы с солью и нарисовать запрещающие знаки при работе с опытами.
-Чтение художественной литературы, в которой говорится о соли.
— Подбор загадок, пословиц и поговорок про соль.
-Опытно – экспериментальная деятельность «Соль – волшебница».
2. Содержательный.
Инфоурок: «Волшебные свойства соли»
Просмотр презентации «Как добывают соль»
Ознакомление с художественной литературой
- Чтение:
Сказки: «Каша из топора», «Сказка о соли»
Н. Носов «Незнайка на Луне»
2. Подбор пословиц и поговорок о соли
3.Опытно – экспериментальная деятельность.
Опыт №1.
«Есть ли запах и вкус в соли?»
Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?
Понюхайте её (без запаха).
Какая она на вкус? (соленая).
Опыт №2.
«Соль сыпучая?»
Насыпьте немного соли в розеточку.
Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).
Значит соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).
Опыт №3.
«Соль кристаллическая?»
Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?
(зернышки, кристаллы, крупинки)
Опыт №4.
«Впитывает ли соль воду?»
Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?
(соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
Опыт №5.
«Растворяется ли соль в жидкости?»
Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).
Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.
(Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Опыт №6.
«Соль тяжелая или легкая?»
Сказка-загадка про пони.
Шли домой две пони Радуга и Пинки Пай и несли груз в мешках. Одна несла мешки с солью, а другая несла мешки с поролоном. Одной пони было очень тяжело идти, а другой легко. Путь к дому проходил через реку, и пони пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одной пони было легко плыть и она быстро переплыла реку, а вот второй- пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда пони пришли домой, то оказалось, что только одна пони несла тяжелый груз. А вот какая? И почему? Мы с вами сейчас узнаем.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую -поролон. Что легче? (поролон). Значит, какой пони было легко идти? (которая несла поролон, а та пони, которая несла соль, ей было тяжело).
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки с солью или поролоном? Давайте подумаем, какой пони было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какой пони было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что, когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Опыт №7.
«Какая плотность соленой воды?»
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).
Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Понравилось ли вам экспериментальная деятельность? Про что вы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? Рассказы детей.
Опыт №8
«Можно ли выращивать кристаллы из соли?»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.
3.Заключительный.
1. Фотоотчет «Мы — экспериментаторы»
2. Создание картотеки опытов с солью.
3.Оформление знаков по правилам безопасности при проведении опытов с солью.
4. Создание папки: «Загадки, пословицы, поговорки о соли»
Результат проекта: в ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились со способами выращивания кристаллов. Поставленная цель достигнута. Задачи проекта выполнены.
Список литературы:
1. «Что? Зачем? Почему?», Детская энциклопедия ООО «Харвест», 2007г.
2. Вайткене Л.Д. «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых», Москва, АСТ,2018.
3. Энциклопедия «Я познаю мир», М.: АСТ «Астрель», 2009.
4. Дыбина О. В. Рахманова Н. «Неизведанное рядом» Москва 2006г.