Волшебная соль

Познавательно-исследовательский проект

«Волшебная соль»

с детьми средней группы

Аверкина Елена Владимировна,

Антоненко Елена Александровна,

воспитатели ГБОУ Школа №1786,

 г. Москва

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: дети 4-5 лет, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный, групповой.

Цель проекта: изучить свойства соли, ее полезные и вредные качества, выращивание кристаллов.

Задачи проекта:

—  формировать интерес у детей к исследованию полезного ископаемого — соли;

— формировать понятие о свойствах и качествах соли;

 — стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.

Актуальность: заключается в том, что используя соль каждый день, мы не замечаем, и не задумываемся, что – это очень интересный и необычный материал для изучения.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении соли в жизни человека. А ведь соль — полезное ископаемое, незаменимый продукт питания. Что такое соль? Как ее добывают? Для чего она нужна человеку?  Хотелось бы познакомить детей с этим удивительным минералом и научить исследовать предмет.

Предполагаемые результаты:

— Сформировать представление о полезном ископаемом — соль, ее значении для жизни человека;

— Проведение опытов с солью, создавая условия для исследовательской деятельности;

—  Реализовать потребность детей в продуктивных видах деятельности – выращивание кристаллов из соли.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

Подбор методической литературы для педагогов.

— Беседы с детьми о соли.

-Рассматривание разных образцов соли (пищевая, каменная, морская, черная гималайская соль, розовая гималайская соль, розовая гавайская соль)

— Разработать совместно с детьми правила работы с солью и нарисовать запрещающие знаки при работе с опытами.

-Чтение художественной литературы, в которой говорится о соли.

— Подбор загадок, пословиц и поговорок про соль.

-Опытно – экспериментальная деятельность «Соль – волшебница».

2. Содержательный.

Инфоурок: «Волшебные свойства соли»

Просмотр презентации «Как добывают соль»

Ознакомление с художественной литературой

  1. Чтение:

Сказки: «Каша из топора», «Сказка о соли»

Н. Носов «Незнайка на Луне»

2. Подбор пословиц и поговорок о соли

3.Опытно – экспериментальная деятельность.

Опыт №1.

«Есть ли запах и вкус в соли?»

 Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?

Понюхайте её (без запаха).

Какая она на вкус? (соленая).

Опыт №2.

«Соль сыпучая?»

Насыпьте немного соли в розеточку.

Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

Значит соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).

 Опыт №3.

«Соль кристаллическая?»

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?

 (зернышки, кристаллы, крупинки)

 Опыт №4.

«Впитывает ли соль воду?»

Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?

(соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

 Опыт №5.

«Растворяется ли   соль в жидкости?»

Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).

Изменился ли цвет воды? (нет).

 А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.

 (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Опыт №6.

«Соль тяжелая или легкая?»

Сказка-загадка про пони.

 Шли домой две пони Радуга и Пинки Пай и несли груз в мешках. Одна несла мешки с солью, а другая несла мешки с поролоном. Одной пони было очень тяжело идти, а другой легко. Путь к дому проходил через реку, и пони пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одной пони было легко плыть и она быстро переплыла реку, а вот второй- пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда пони пришли домой, то оказалось, что только одна пони несла тяжелый груз. А вот какая? И почему? Мы с вами сейчас узнаем.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую -поролон. Что легче? (поролон). Значит, какой пони было легко идти? (которая несла поролон, а та пони, которая несла соль, ей было тяжело).

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки с солью или поролоном? Давайте подумаем, какой пони было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какой пони было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что, когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

Опыт №7.

«Какая плотность соленой воды?»

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).

Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Понравилось ли вам экспериментальная деятельность? Про что вы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? Рассказы детей.

 Опыт №8

«Можно ли выращивать кристаллы из соли?»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.

3.Заключительный.

1. Фотоотчет «Мы — экспериментаторы»

2. Создание картотеки опытов с солью.

 3.Оформление знаков по правилам безопасности при проведении опытов с солью.

4. Создание папки: «Загадки, пословицы, поговорки о соли»

Результат проекта: в ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились со способами выращивания кристаллов. Поставленная цель достигнута.  Задачи проекта выполнены.

Список литературы:

1.       «Что? Зачем? Почему?», Детская энциклопедия ООО «Харвест», 2007г.

2.       Вайткене Л.Д. «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых», Москва, АСТ,2018.

3.       Энциклопедия «Я познаю мир», М.: АСТ «Астрель», 2009.

4.       Дыбина О. В. Рахманова Н. «Неизведанное рядом» Москва 2006г.  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.