Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Удивительное рядом»
для детей второй младшей группы
(проводится накануне Пасхи)
Зиновьева Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей, знания об окружающем мире.
2. Развивать речевую активность в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
3. Поддержать познавательную инициативу и самостоятельность детей.
Виды деятельности:
— коммуникативная;
— игровая;
— двигательная;
— познавательно-исследовательская.
Оборудование: игрушка Курочка, 2 сырых яйца, 1 вареное яйцо, блюдце, нож, банка с пресной водой, соль, ложка, влажные салфетки, крашеные яйца по количеству детей, наклейки для украшения яиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло!
Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Наверное, не все гости к нам еще пришли. Давайте посмотрим,
кто там пришел еще?
За дверью курочка (игрушка).
Воспитатель: Посмотрите, кто это? (Дети отвечают).
Воспитатель: Действительно, сегодня у нас еще один гость — курочка Ряба. Поздоровайтесь с ней.
Курочка: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам из сказки. Вы все ее хорошо знаете: Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а удивительное! А почему же оно удивительное, хотите узнать? Сейчас мы с вами сядем к столу и посмотрим. (Дети садятся за стол).
Воспитатель: Возьмите в руки яйцо, потрогайте его. Какое оно на ощупь?
Дети: Твердое.
Воспитатель: Правильно. А сейчас мы вместе разобьем яйцо и узнаем, что у него внутри. Аккуратно разбиваем его ножом посередине и выливаем в тарелочку. Посмотрите, твердая у яйца только оболочка. Эта оболочка — скорлупа. Она очень тонкая, хрупкая, и ломкая. Посмотрите.
(Дети трогают, рассматривают скорлупу).
Воспитатель: А теперь потрогайте само яйцо. Попробуйте его поднять пальчиками. Никак. Внутри яйцо жидкое. Посмотрите – какого цвета яйцо? Желтое — это желток. А густая прозрачная масса — это белок. А вот это яйцо я сварила, давайте посмотрим, что теперь у него внутри.
(Воспитатель чистит яйцо и разрезает ножом на две половинки).
Воспитатель: Посмотрите ребята, яйцо было жидкое, а стало какое? (Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно — оно стало упругое. Потрогайте. (Дети рассматривают и трогают яйцо).
Воспитатель: А еще у яйца изменился цвет. Желток остался желтым, а белок стал какого цвета? Правильно — белым. (Воспитатель берет еще одно сырое яйцо и дает его в руки ребенку, аккуратно придерживая).
Воспитатель: Попробуйте поднять яйцо. Тяжелое? А угадайте, яйцо будет плавать в воде или утонет? Сейчас и узнаем! Опустим яйцо в банку с водой. Посмотрите: в пресной воде наше яйцо утонуло. Теперь достаем яйцо и растворяем в воде несколько ложек соли. А потом снова опускаем туда наше яйцо. Посмотрите, в соленой воде яйцо всплыло, потому что его теперь держит еще и растворенная в воде соль.
Вот видите, какое удивительное яйцо — оно бывает и жидкое, и твердое, и белое и прозрачное, и легкое и тяжелое. А еще яйцо может стать желтым и пушистым. Отгадайте загадку.
Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое!
Дети: Цыпленок!
Воспитатель: Молодцы, действительно — это цыпленок. Но из яйца вылупляются не только цыплята. Все птицы откладывают яйца, из которых у них появляются птенцы. У курочки из яиц появляются цыплята, а у утки? У гусыни? У индюка? У совы? Молодцы ребята! Какие вы умные, сколько всего знаете? Давайте теперь поиграем!
Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами — указательным и средним — каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки — желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой — указательный, большой — средний и т.д.)
Воспитатель: А еще яйцо называют удивительным, потому что оно, совсем маленькое, хранит очень много витаминов, белков и минеральных веществ. С помощью их мы становимся сильнее, здоровее и умнее. А давайте вспомним, ребята, что мы можем приготовить из яиц? (Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно, ребята. Из яиц можно приготовить яичницу, омлет, яйца добавляют в салат, из взбитого белка делают вкусное лакомство — безе. А еще без яиц нам не попробовать вкусных, пышных, душистых пирогов, блинов, оладушек. Почему?
Правильно, потому что без яйца не сделать теста, их которого и пекут пироги наши мамы и бабушки. А мы с вами расскажем нашим гостям, как печет пироги бабушка Маруся.
Танец «Испеки нам пироги, бабушка Маруся»
Воспитатель: А вы знаете, на какой праздник принято печь куличи? Это праздник Пасха, который мы все скоро будем отмечать. Пасха — самый большой и светлый весенний праздник. К этому празднику люди всегда готовятся заранее. Каждая хозяйка наводит в своем доме порядок, все убирает, чистит, стирает и обязательно красит яйца. На Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца со словами: «Христос Воскрес!». Если ты даришь кому-то крашеное яйцо, значит, ты прощаешь все обиды, не держишь на человека зла. А почему же дарят именно яйца? Потому что яйцо — это маленькое чудо, символ солнца, нового дела, новой жизни, победы весны над зимой, добра над злом.
Сейчас и мы с вами будем готовиться к празднику Пасхи и попробуем украсить яйца к светлому празднику Пасхи. (Дети садятся за столы и украшают крашеные яйца с помощью наклеек).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, какие замечательные яйца у нас получились к празднику. Посмотрите, гости, посмотри и ты, курочка!
Сегодня мы с вами узнали, что обычное яйцо, которое лежит у нас в холодильниках, и которое мы так часто едим можно назвать удивительным. Почему, ребята? (Дети отвечают).
Воспитатель: Да, это маленькое, обычное яичко может быть и жидким, и твердым, и белым, и прозрачным, и легким, и тяжелым. Оно помогает нам вырасти здоровыми и умными. И еще оно может стать живым! Вот какое удивительное яйцо!
А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, с курочкой Рябой и пойдем в группу.
Дети прощаются и уходят.