Сценарий общего родительского собрания
«Умеем ли мы понимать друг друга»
Пентина Елена Вениаминовна,
воспитатель МБДОУ №25,
Стародынова Татьяна Викторовна,
педагог-психолог МБДОУ №25,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Форма проведения: деловая игра
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Трудности в установлении визуального контакта приводят впоследствии к непринятию проблем ребенка.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители!
Многие из нас не знакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться.
Я по кругу буду передавать «сердечко», у кого оно окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:
1.Как его зовут?
2.Какой-нибудь эпитет-прилагательное про себя. (например: «Я — веселая»).
3. Ваше любимое занятие?
Например, вот так: меня зовут Татьяна Викторовна; я — добрая; я — люблю рисовать;
А теперь, пожалуйста, Вы….
Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.
Ведущий: Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим определенные правила. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся?
Правила работы в группе:
- открытое общение
- активность
- безоценочные суждения
- добровольное участие
- выключить телефоны
Ну вот, если мы будем придерживаться этих правил, то у нас есть все шансы на успех в нашем начинании.
Продолжаем знакомиться дальше, и я вам предлагаю упражнение «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
- Встать и поменяться местами тем, кому нравится проводить время с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кому помогают дети в домашних делах;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дома есть домашние животные;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дети много времени проводят у телевизора;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дети любят рисовать;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дети с радостью идут в детский сад.
Упражнение «Хвасталки».
«Я …, например, работоспособная, активная, отзывчивая; мой ребенок…, например, умная, красивая, рассудительная». Участник на котором останавливается музыка называет 3 позитивных прилагательных о себе и о своем ребенке. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
Упражнение «Руки».
Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он, основываясь на тактильные ощущения, должен, сказать какой родитель «мягкий или строгий…».
Упражнение «Дорисуй и передай».
На развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплочённости, сотрудничества.
Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только, я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте, свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Анализ. Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека?
Методика «Семья в виде домика» (Н.Б. Кедрова)
Инструкция: Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто — окнами, стенами и т.д. Затем каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и т.д. После этого можно познакомить с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.
Возможные интерпретации:
Фундамент — значение «+»: главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, которому в семье тяжелее всего, на которого все давят;
Стены — человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
Окна — будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
Крыша — человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или автор хотел бы это от него получать;
Чердак — символизирует секретные отношения, а также желание автора рисунка иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у автора отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
Труба — человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции, плюс забота, создание комфорта, уюта;
Двери — информационный портал; тот, кто учит выстраивать отношения с миром; тот, у кого автор учится взаимодействовать с другими людьми; но еще и возможность уйти в любой момент;
Порог — человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации, взаимодействия в будущем.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для автора каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Упражнение «Ток»: Давайте в заключении, запишем на «сердечках» ваши пожелания.