Конспект занятия
«В гости к саамам»
Коробицына Вероника Владимировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 58
г. Апатиты
Цель: Формировать представления детей о жизни и культуре саамов.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с жизнью народов севера-саамами.
-расширить и уточнить знания детей о домашнем животном саамов –олене.
-учить детей взаимодействовать в парах, как единое целое
-учить слушать нетрадиционную вокальную музыку.
-учить протягивать гласные звуки.
Развивающие:
-формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки
-развивать умение ходить, бегать высоко поднимая колени, держа руки с раздвинутыми пальцами на голове.
-познакомить детей с новыми словами и понятиями: саамы, тундра, вежа, важенка, нарты, оленья упряжка, варган
-развивать внимание, координацию движений, умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
-развивать зрительное и слуховое восприятие
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к истории и культуре саамского народа, обогащать музыкальные впечатления детей.
Атрибуты: иллюстрации, маска волка, снежные комочки, горка, бубны.
Музыкальные произведения: «Увезу тебя я в тундру», «Лесной олень», Саамская игра «Важенка и оленята» ,«Якутская» А. Логачевская, саамская национальная музыка, звучание варгана, горловое пение.
Ход занятия:
Звучит саамская музыка. Дети проходят и садятся на стульчики.
Музыкальны руководитель:
Леса и тундры, льды и горы
Озера, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!
-Как называется город, в котором мы живем?
-В какой области мы живем? Где находится Мурманская область?
-На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, татары, белорусы и другие.
Но издавна здесь живут саамы. Саамы – коренные жители Кольского полуострова.
-Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие,в тундру, к коренным жителям Севера, к саамам.
-А поможет нам главный друг саамов.
Отгадайте загадку.
Этот житель круглый год
Лишь на севере живет
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами
А на ножках тех, копыта
Зверь хороший, не сердитый
Мох жует он целый день
Это северный …олень
Игра «Забавные превращения»
(Игра в парах.1-передняя часть оленя, 2- задняя часть оленя. А вдвоем-олень)
-Олень, для саамов-главный помощник.
-На голове у оленя есть рога. С помощью рогов они защищаются. С каждым годом рога становятся все ветвистее и тяжелее.
Олень сбрасывает рога раз в год.
Новые рога у лесных северных оленей отрастают быстро — за лето.
Тело покрыто теплым мехом.
-Как вы думаете , кто учить оленей бегать ходить, бодаться?
-Их родители.
-Вот мы сейчас разделимся на 2 команды:1 команда-это родители, 2 команда-это оленята.Сначала родители показывают как нужно двигаться, потом оленята повторяют.
(Муз. рук показывает с родителями)
Музыкально-ритмические движения «Олени»
-Оленя запрягают в сани. У саамов сани называются нарты.
Олень может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Северные олени чем-то похожи на автомобилистов, меняющих посезонно зимнюю и летнюю резину — всё дело в особенностях строения их копыт.
Зимой копыта оленей твёрдые, что позволяет им безопасно бегать по обледенелым горам и выкапывать пищу из-под снежного наста. С приходом тепла копыта становятся мягче, что даёт удобство при перемещении по тундре и лесу.
Самый надежный вид транспорта в тундре — оленья упряжка. Садимся в сани.
Игра «Оленья упряжка» (со сменой направляющего)
-Мы с вами приехали к саамам. Дом у саамов называется вежа.
-Найдите отличия от нашего дома.
Знаете, почему они не строят такие крепкие дома?
-Саамы кочевой народ. Они оленеводы. Они пасут оленей и если олени съели весь мох, то саамы собирают свою вежу и переезжают на другое место.
Из оленьих шкур шьют одежду, ими утепляют жилище, из оленины готовят пищу. Потому, что олень-домашнее животное.
Главный враг оленей –это волк.
Но маленьких оленят защищает важенка. Как вы думаете кто это?
Важенка — это олениха.
Саамская игра «Важенка и оленята»
(выбрать одного волка)Волк, до слов «Волк идет» сидит в сторонке, а остальные, подняв руки над головой, изображают оленят-бегают под музыку врассыпную, высоко поднимая колени. Когда звучат слова «Волк идет»-волк должен догнать оленят. А оленята прячутся в домики обручи)
-Саамы закаленный народ, у них очень долгая зима. И они не боятся ни пурги, не метели.
Любимое развлечение детей саамов кататься с горки. А снега за зиму бывает много и горки высокие. Мы будем забираться на горку и скатывать комочек и пропевать:
ы-ы-ы-ы-ы,
у-у-у-у-у-,
и-и-и-и-и-
И т.д.
Распевка «С горки вниз» (идея А. Логачевской)
-Саамы удивительный народ, хором не поют. Только соло.
-Хочу рассказать вам о музыкальном инструменте (показ варгана)
Слушание отрывка
Но варган, не единственная особенность саамского народа. Саамы с помощью музыкальных своих песен и танцев отгоняют злых духов.
Помогает им в этом бубен.
Слушание видео-отрывка
Есть еще очень интересная техника исполнения песен-горловое пение, когда звук зарождается в глотке и гортани.
Слушание видео-отрывка
Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?
-Саамы с помощью своих песен просили у природы хорошей погоды, чтобы олени не болели, чтобы было много грибов, ягод, рыбы.
«Якутская» А. Логачевская
У саамов есть такая игра-поверие,если повернуться лицом к солнцу, загадать заветное желание, подбросить волшебный саамский мячик и поймать его в руки, то желание обязательно исполниться!
Релаксационная пауза. «Поверие»
-Все загадали желания?
С каким северным народом познакомились?
Саамов в Мурманской области осталось очень мало. В начале занятия я говорила, что на Кольском полуострове проживает много разных национальностей. А саамы — это жемчужина среди всех национальностей. И про это нельзя забывать.