Конспект занятия по развитию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста
с использованием экспериментирования
Соколова Оксана Викторовна
воспитатель МБДОУ №130,
г. Мурманск
Задачи: Образовательные: Обогащать, расширять и пополнять словарный запас, учить пересказу с использованием мнемотаблицы.
Развивающие: Развивать внимание, память, воображение; диалогическую, связную речь, усваивать структуру сказки и языковой материал.
Активизировать интерес через мнемосхемы.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к устному народному творчеству..
Формировать представление о настоящей дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других.
Материал: текст сказки «Лиса и Журавль», мнемотаблица , тарелка, кувшин, игрушка-лиса, картинка журавля, каша манная, палочки для суши, губки.
Предварительная работа: заучивание стихотворения, используя мнемосхемы, чтение сказки, словарная работа: званый пир; потчевать; не обессудь; окрошка; и так и эдак; взяла досада; как аукнется, так и откликнется; дружба врозь; не солоно хлебавши.
Содержание организованной деятельности детей:
Игра «Хорошо – плохо«
Воспитатель: Поздоровайтесь. Вы любите играть? Предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Встаньте в круг. Правила игры такие. Мы будем передавать мяч по кругу под музыку. Как только музыка остановится, я вам назову слово. Тот у кого мяч, рассказывает, что хорошего есть в слове и плохого. Дождь? (Дети: тучка плачет, смывает грязь). А как ты считаешь? Палка? (Выручалочка, о палку спотыкаются, игры опасны). Сказка (добро побеждает, волшебство, предметы оживают).
А вы любите сказки? Присаживайтесь на стульчики, сказка в гости к нам спешит. Интересно, что здесь спряталось? Хотите узнать, что там ? Отгадайте загадку?
Не коробка и не ящик,
Но в себе секреты прячет.
Его ищут там и тут,
Называется (сундук). Открываю покрывало.
Какой красивый сундучок. Как вы думаете, что там находится? Посмотрим, угадали вы или нет. Открываю. Выкладываю. Назовите, что это? (тарелка, кувшин, лиса). Интересно, из какой сказки лиса к нам пришла? Кто знает сказки, где главный герой — лиса? (Лиса волк, Жихарка, Колобок).
Еще есть кто-то в сундучке. Как называется эта птица? Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное. В природе лиса съела бы журавля.
– А в сказке могут подружиться?
Дети: Да. В сказке они могут дружить.
Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку? Это русская народная сказка «Лиса и Журавль». В сказке чудеса случаются. Сейчас мы вспомним, о чем эта сказка.
Беседа по содержанию: (дети дают полные ответы). — Назовите главных героев сказки? (Герои сказки лиса и журавль)
— Кто первый позвал друга в гости? (лиса позвала журавля в гости).
— Кто знает, что обозначает слово потчевала? (угощала).
– Чем потчевала Лиса Журавля?(Лиса потчевала Журавля кашей).
— В какую посуду Лиса положила кашу? (лиса положила кашу в тарелку).
— Каким голосом журавль пригласил лису?( С обидой, грустным)
—Почему журавль остался голодным?(не мог есть из тарелки) Сейчас проверим.
Экспериментирование
Подойдите к столу. Присаживайтесь. В тарелке манная каша. Возьмите палочки. Представьте, что это длинный журавлиный клюв. Теперь попробуйте взять палочками манную кашу. Получается? Удобно брать еду?
– Почему Журавль не смог съесть угощение? (Ему было неудобно есть жидкую кашу из тарелки длинным носом). Положите палочки на место. Посмотрите на меня. Покажите длинный пустой клюв журавля, хорошо вытяните губки вперед.Покрутите клювом..Молодцы.
-А как ела кашу лиса? (Она ее лизала). Язык у нее широкий и шершавый, похожий на губку. Возьмите губку. Проведите ей по тарелке. Получилось? Каша вся остается на языке. Положите губку. Превратитесь в лису. Делайте вместе со мной. Выставила широкий язычок, облизнула верхнюю губку, затем нижнюю. Ах, какая вкусная каша! Лиса довольная, хитрая, улыбается.
Лиса слизала кашу, а журавль …..(дети — остался голодным).
— Как журавль решил проучить лису? (Журавль угостил Лису окрошкой из кувшина). Окрошка… – это суп с зеленью. Представьте, что перед вами кувшин с узким горлышком. Возьмите палочки. Поместите клюв в кувшин. Достаньте зелень клювом. Получилось? А как же лиса?
Дети: Мордочка лисы не проходит в кувшин. Он смогла его только облизать.
-Почему Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком? ( чтобы ее проучить). Так и ушла лиса ни с чем.
– Почему не сохранилась дружба у Лисы и Журавля? (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же). Действительно, как аукнется, так и откликнется!
Подойдите ко мне. Поднимем лисе настроение.
Физминутка
У лисицы острый нос (показать «острый нос»)
У нее пушистый хвост. Показывают руками
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. («Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (Идет медленно, величаво),
Присаживайтесь на стулья.
Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы
Сейчас мы перескажем эту интересную сказку для Лисоньки, а помогут вам в этом волшебные картинки. (Картинки выставлять по одной?)
1. О чем следует рассказать сначала? (Лиса с журавлем подружились)
2.А что было потом? (Лиса пригласила в гости и не накормила, сама съела)
3.А дальше что случилось? (Журавль пригласил ее)
4.Как прошла встреча?
5.Чем сказка закончилась? Кто хочет пересказать сказку? (пересказ по мнемодорожке).Молодец, хорошо запомнил сказку. Кто-то хочет дополнить рассказ товарища?
Драматизация сказки
А теперь приглашаю вас в театр. Кто хочет быть артистами? Остальные дети – зрители. Аня и Егор покажут вам сказку. (Дети надевают шапочки животных). Я буду автором. В театре надо спектакль смотреть внимательно и в конце похлопать артистам.
— Вам понравилась сказка? Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, не быть жадным, быть дружным.)
-Придумайте, как подружить лису с журавлём? (лиса угостит журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, и дружба лисы и журавля будет крепкой и настоящей).
-Когда приглашаешь друга в гости, важно кормить его тем, что он любит, правильно?
— Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).
-Бывает ли, что дети ведут себя как Лиса и Журавль?
— Ребята, встаньте в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко»
«Друга ищи, а найдёшь — … (береги)
«Старый друг лучше… (новых двух)»
А теперь улыбнитесь друг другу.
Нам понравилось заниматься,
Но со сказкой пора прощаться
Кулачки друг на друга поставим
Башню дружбы мы составим
Вот какая большая пирамида дружбы у нас получилась. Наша группа – это большая семья, бывает и мы ссоримся, но при этом всегда остаёмся друзьями. Мы всегда готовы прийти на помощь. Я вам желаю никогда не ссориться, а если вдруг поссорились, то непременно найти выход и помириться.
Воспитатель:
Один за всех и все за…