Сказки из сундучка

Конспект образовательной деятельности

«Сказки из сундучка»

с детьми подготовительной к школе группы

Байбикова Ольга Петровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»,

г. Заполярный Мурманской обл.

Цель: Приобщать детей к художественным произведениям – сказкам.

Задачи:

  • активизировать знания детей о сказках;
  • учить образовывать прилагательные от существительных;
  • продолжать учить делать несложные выводы и объяснять своё решение;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;
  • воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;
  • создавать условия для угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию;
  • формировать умение составлять целое из отдельных частей.

Материал: сундучок; лист формата А-3; заранее нарисованные детьми и вырезанные, герои сказки «Три поросёнка» и несколько картинок из других сказок; конверт с разрезанной картинкой к сказке «Никита Кожемяка»; загадки про эти сказки. Жетоны к викторине.

Предварительная работа: чтение детям русских народных сказок «Три поросёнка», «Мороз, солнце и ветер», «Никита Кожемяка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.; раскрасить картинки и вырезать к сказке «Три поросенка». Беседы: «Кто твой любимый сказочный герой? Почему?», «Кто рисует картинки к сказкам?», «А можно ли сказку слепить?».

Игры – инсценировки, рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности:

  1. Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Да). Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. А как вы думаете, почему они называются народными? А авторские?

Дети: Потому что их сочинил народ. Их придумал автор – писатель.

Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? А какие вы знаете волшебные предметы? (ответы детей: сапоги – скороходы, шапка-невидимка, скатерть –самобранка, ковер самолет, волшебный сундучок…)

  • Ребята, посмотрите, какой сундучок я нашла сегодня утром. А вам интересно посмотреть, что в нём? Мне тоже очень интересно, давайте заглянем в него… Ой, что-то здесь все картинки перемешались, надо какой-то порядок навести. Давайте посмотрим, что есть в сундучке.

(воспитатель достаёт картинки к сказке «Мороз, солнце и ветер» и некоторыми «лишними» персонажами и вопросы)

Посмотрите, что здесь за картинки.  Как вы думаете, что это за сказка?

Дети: Сказка «Мороз, солнце и ветер».

Воспитатель: правильно, молодцы. К этой сказке есть фразы, которые надо объяснить. Давайте вместе подумаем и скажем, что значит выражение:

  1. Уважить хотел — Оказать кому-либо уважение.
  2. Не шибко донимал — не слишком, не очень надоедал.
  3. Больше всех почитает – больше всех уважаешь, ценишь.
  4. Почему назвали ветер «Ветродуй» — Ветер дует.
  5. За чубы схватились – за волосы схватились.
  6. Умудрённый старик – мудрый старик

Хорошо, молодцы. Смотрим дальше. Загадка:

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)

Правильно. Молодцы. Ой, а это что? (воспитатель достаёт героев сказки, заранее раскрашенных детьми и большой лист размером А3). Ребята, вы узнаёте свои работы? А вот большой лист. Как вы думаете, для чего нам всё это? (ответы детей). Я думаю, это чтоб мы «создали» сказку через аппликацию. Мы ведь можем всех героев приклеить, чтоб получилась большая картина-иллюстрация к сказке? (можем). Мы с вами выложим на листе фрагмент из этой сказки. Выбирайте, что нам для этого понадобится? (перед детьми герои сказки, заранее раскрашенные и вырезанные детьми). Дети выбирают подходящие картинки и выкладывают сказку на ватмане).

Какие вы молодцы.  Давайте приклеим картинки, чтоб у нас получилась сказочная картина (дети приклеивают свои изображения). А чему научила нас это сказка? (Ответы детей)

  • А теперь я предлагаю нам немного отдохнуть

Динамическая пауза:

«В тёмном лесу»

В темном лесу есть избушка    (дети шагают)

Стоит задом наперед    (поворачиваются)

В той избушке есть старушка    (грозит пальцем)

Баба Яга зовут    (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком,    (показывают пальчиком нос)

Глаза большие    (показывают глаза)

Словно угольки горят    (покачивают головой)

Ух! Сердитая какая!    (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят    (руки вверх)

  • Воспитатель: Мы немного отдохнули и продолжим дальше.

Давайте ещё заглянем в наш сундучок. Ой, ребята, здесь набор каких-то кусочков. Что это не понятно. Как вы думаете, что нам надо с этим сделать? (собрать картинку в целое). Давайте попробуем. (Дети собирают из кусочков целую картинку к сказке «Никита Кожемяка»). Что за сказка получилась? («Никита Кожемяка»). Правильно. О чём эта сказка? Чему она нас научила?

(дети кратко вместе с воспитателем пересказывают сказку)

Воспитатель: Очень хорошо. Мне кажется, осталось ещё одна сказка. Давайте отгадаем загадку и узнаем, что это за сказка. 

Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но чудесный улов всё же я отпустил.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Дети:Это «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель: Правильно.  Ребята, а к этой сказке у нас игра «Вопрос-ответ».Мы разделимся на две команды.За правильный ответ команда получает жетон. У чьей команды будет больше жетонов, та команда и выиграет. Отвечаем по очереди. Начинаем:

1.     Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой? (Землянка)

2.     Сколько лет прожили старик со старухой? (33 года)

3.     Что было разбито у старика со старухой в сказке? (Корыто)

4.     Где ловил старик рыбу?  (В море)

5.     Чем старик ловил рыбу? (Неводом)

6.     Чем занималась старуха? (Пряла пряжу)

7.     Сколько раз пришлось забрасывать невод старику, чтобы поймать рыбу? 

        (Три)

8.     Какая была пойманная рыбка? (золотая и говорящая)

9.     Что предложила рыбка старику? (Откуп)

10.  Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами? (Старуха)

11.  Перечисли, что нужно было старухе?  (Корыто, изба, титул дворянки,

        титул царицы, титул владычицы морской)

12.   Почему баба не могла остановиться в своих просьбах? (Была жадная)

13.   Как старуха стала обращаться с мужем?   (Как со слугой)

14.  Почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? (Знала, что

       эту просьбу не выполнит)

15.  Что увидел рыбак, когда вернулся домой?  (Все стало как раньше)

16.  Что высмеивает А. С. Пушкин в этой сказке? (Жадность, грубость,

       покорность).

  • Подведение итога: Подсчитываем жетоны.

Какие вы, ребята, молодцы. Победила, можно сказать дружба. Мы с вами сейчас вспомнили что? (мы вспомнили сказки) Правильно. Ну, а в сундучке для вас сюрприз. Это раскраски к новой сказке.

(Дети берут раскраски, определяют, что за сказка. Если не знают, то позже воспитатель знакомит детей с новой сказкой).

Список литературы:

1. «Ознакомление детей с русским народным творчеством», И.А.Бойчук

2. З.Е.Агранович,  «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и   

    родителям»; С-П «Детство» 2006г. 3. Интернет

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.