Конспект образовательной деятельности
по обучению грамоте
«В гостях у сказки»
для детей старшей группы
Дементьева Елена Всеволодовна,
воспитатель МБДОУ № 34,
г. Глазов, Удмуртская Республика
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках, умение определять их в словах и обозначать фишками определенного цвета;
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, составлять схему слова с помощью фишек;
- Продолжать учить детей сравнивать слова по их звуковой структуре.
Развивающие:
- Развивать умение называть слова с заданным звуком;
- Развивать речь детей, умение отвечать полными предложениями, анализировать звуки;
- Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат;
- Развивать навыки работы в группе, умение договариваться, уступать друг другу.
Воспитывающие:
- Воспитывать трудолюбие, терпимость друг к другу, чувство взаимопомощи, желание оказывать помощь.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», игры со словами и фишками, разучивание с детьми стихотворения для физкультминутки.
Демонстрационный материал:
Магнитная доска, мольберт, указка, наборное полотно со схемой четырёхзвукового слова, красные, синие и зелёные фишки, картинки с изображением одной и двух рук, картинка с изображением печки, яблоньки, избушки Бабы-Яги, синяя широкая лента.
Раздаточный материал:
Красные, синие и зелёные фишки для каждого ребенка, картинки с изображением камней, на обратной стороне которых нарисованы кондитерские изделия.
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? А вы когда-нибудь попадали в сказку? Хотите? Мы сегодня отправимся в гости к сказке, а вот к какой отгадайте сами.
Воспитатель: Жили мужик да баба. У них была дочка и сынок. Вот как-то раз мать с отцом уехали, а дочку оставили за братцем присматривать. А девочка с подружками заигралась, да и про братца позабыла.
Воспитатель: Ну, что догадались, какая это сказка?
Воспитатель: Правильно «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Рассаживайтесь на диванчик (появляется кукла)
Воспитатель: Что же теперь делать, как быть ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Вы хорошо придумали! И так в путь! Мы отправляемся к Бабе-Яге выручать братца.
Воспитатель: Дети, посмотрите в воображаемые бинокли, может, мы увидим избушку Бабы-Яги.
— Что вы видите? Я тоже вижу яблоньку.
— Тогда бежим к ней (имитируют бег на месте).
- Основная часть.
Воспитатель: Что-то яблонька грустна, клонит ветки вниз она. Что же надо сделать?
Воспитатель: Правильно надо снять яблочки.
Воспитатель: Дети, а яблочки непростые, а с заданиями:
1-е яблоко: произнести скороговорку «У Кондрата куртка коротковата» (артикуляционная разминка).
2- е яблоко: Какой звук повторяется в этой скороговорке?
Воспитатель: Какой он: гласный или согласный? Почему вы так решили?
3-е, 4-ое яблоко: скороговорку произносят по-очереди девочки, мальчики.
5-ое яблоко: скороговорку произносит каждый ребенок по-отдельности.
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы, помогли яблоньке.
Воспитатель: Где же наши бинокли? Куда дальше идти?
Воспитатель: Что вы видите? Правильно печку. Бежим к ней (имитируют бег на месте).
Воспитатель предлагает детям спросить: Печка, печка, скажи, где избушка Бабы-Яги?
Печка: Съешьте моих пирогов, тогда и скажу.
Дети садятся за столы.
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель: Возьмите 3 фишки (красная, синяя, зелёная). Что они обозначают? (ответы детей)
Красная фишка – гласный звук,
Синяя фишка – согласный твёрдый звук,
Зелёная фишка – согласный мягкий звук.
Воспитатель: Я беру пирожок и произношу звук, если вы подняли правильную фишку, то значит вы его съели.
Печка: Молодцы, спасибо вам , бегите к речке.
Воспитатель: Посмотрите в бинокли, где же речка? Вот она.
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
(Дети идут между столами друг за другом к «речке» по всей площади групповой комнаты)
Лесом и зелёным лугом,
(Дети идут с высоким подниманием колен)
К речке мы спустились,
(Дети идут в полуприсяде)
Наклонились и умылись
(Останавливаются вдоль «речки», наклоняются, изображают умывание)
Воспитатель: Дети, посмотрите, речка что-то плохо течёт. Как вы думаете, что ей мешает?
Воспитатель: Правильно, надо убрать камни.
Игра «Назови первый звук».
Воспитатель: Вы берёте камушек, на его обратной стороне картинка. Посмотрите, сначала назовите слово, потом назовите первый звук и определите, какой он, дав ему звуковую характеристику: согласный или гласный, твердый или мягкий. (Слова: конфета, печенье, зефир, булочка, пирог, пирожки, торт, карамелька, мармелад, мороженое).
Воспитатель: Спасибо за то, что убрали все камни.
Дети перепрыгивают через «речку».
Воспитатель: Вижу избушку Бабы-Яги.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Только никак нам не попасть к Бабе-Яге, висит большущий замок. Да не простой! На замке нарисована какая-то картинка (рука).
— Кажется, я поняла, что надо сделать.
Звуковой анализ слова «рука» (один ребенок выполняет у доски, остальные дети – на местах).
Работа со словом «рука».
Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.
— Сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
— Назовите первый гласный звук (У)
— Назовите второй согласный твёрдый звук (К)
— Назовите второй гласный звук (А)
— Назовите первый согласный твёрдый звук (Р)
— Покажите согласный звук К, покажите звук А, покажите согласный звук Р, покажите гласный звук У.
Баба-Яга: Я сейчас заколдую вход.
— Крекс, фекс, пекс … (появляется картинка с изображением двух рук)
Воспитатель: Что надо изменить в схеме, чтобы она подходила слову «руки»?
Воспитатель: Чем отличается слово «рука» от слова «руки»?
Баба-Яга: Я отдам вам братца, если вы со мной ещё сыграете в последнюю игру. Игра называется «Игрушечный магазин». Я буду продавцом, а вы покупателями, только покупаем игрушки со звуками «К» и «Кь».
Игра «Игрушечный магазин»
Баба-Яга: Хорошо отдам вам братца.
Сестрица: Спасибо вам ребята, помогли мне спасти братца, за это отдам вам подарки, которые родители привезли( дарит корзинку с конфетами)
- Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, у кого в гостях мы были? Что вы делали? Как помогали Аленушке? Легко ли вам было?
Воспитатель: Если вы считаете, что вы хорошо помогали, то похлопайте громко в ладоши, а если не очень, то тихо.
Воспитатель индивидуально каждому даёт оценку его деятельности.
Воспитатель от лица Аленушки всех благодарит.