А у нас во дворе …

Методическая разработка

«А у нас во дворе …»

Авторский метод наблюдения за изменениями в природе на участке ДОУ

 

Слесарева Елена Алексеевна,

МБОУ Катынская СШ дошкольная группа,

Смоленская область, Смоленский район,

д. Санаторий Борок

 

Цель метода: привлечь детей к наблюдениям за природными явлениями.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умение выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках;

— закреплять знания  об изменениях в природе в соответствии с каждым сезоном года;

— учить оформлять результаты наблюдения.

Развивающие:

— развивать  воображение и творческую  активность;

— развивать познавательный интерес, наблюдательность;

-развивать навыки работы в группе.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность:

Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Как правило, находясь на своём участке каждый день, дети не всегда замечают, или  замечают, но не говорят о том, что увидели. Для них это естественные процессы.

Чтобы обратить внимание детей на объекты природы находящиеся на участке, мы попробовали посмотреть на них по-новому, через фотокамеру. Для детей это новый опыт. Поговорив в группе  об изменениях в природе, мы выходим на участок и начинаем поисковую деятельность, ищем те самые признаки осени, зимы и т.д., о которых говорили, смотрели иллюстрации. Конечно, они видны практически сразу, и детям не составляет труда их найти. Но мы ведь не просто смотрим на них, мы «ловим» их в фотокамеру, ищем хорошие ракурсы. Распечатав фотографии, я отдаю их детям. Ребята  сами оформляют страницы альбома: вклеивают фото, рисуют, пишут, вырезают буквы и т.д. К концу года, у нас будет пособие, которое,  отразив в  себе признаки сезонов, и будет пособием для организации беседы, как индивидуальной, так и групповой.

Этапы:

  • Подготовительный этап.

На этом этапе проводим предварительную беседу о наблюдении, для чего мы наблюдаем за природой, как мы это делаем. Можно вспомнить эпизод из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» про фоторужьё Шарика. Подводим детей к тому, что сегодня они сами будут фотографами-исследователями и будут фотографировать природные явления. Так как, акцент, мы делаем на  признаки сезонных наблюдений, то вспоминаем, какие признаки ранней осени мы уже знаем. (Вести фотоотчет мы начали в сентябре, поэтому и начинаем с ранней осени).

  • Фотоэтап.

Дети на участке находят признаки природных изменений, я помогаю им найти нужный ракурс и сфотографировать.

  • Обобщение и оформление полученных материалов.

Распечатав фотографии небольшого размера, я отдаю их детям. Они самостоятельно распределяют их на листе, наклеивают. Далее распределяем работу: кто-то вырезает буквы для подписи, кто-то пишет сам, кто-то рисует, кто-то раскрашивает. Получается у нас один лист – итог наблюдения.

Далее проводим работу в такой же последовательности, только на подготовительном этапе, говорим об изменениях в природе, вспоминаем признаки определённого сезона.

Выводы:

Детям нравится рассматривать то, что они сделали сами, те фотографии, участниками которых они сами и стали. Таким образом, у детей сохраняется интерес даже к тому, что, казалось бы, они видят каждый день. Развиваются и навыки поисковой деятельности. Данный вид деятельности можно использовать для работы и по другим темам, например: лекарственные растения на участке, цветы нашего участка, деревья на нашем участке и т.д.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.