Ознакомление младших дошкольников с русскими народными сказками

Познавательный проект

«Ознакомление младших дошкольников

с русскими народными сказками»

 

Бреева Светлана Алексеевна,

воспитатель МБДОУ № 1,

г. Апатиты Мурманской обл.

 

Сроки реализации проекта: долгосрочный (учебный год);

Тип проекта: познавательный, групповой;

Участники проекта: воспитатель Бреева С. А.

Дети: воспитанники первой младшей группы «Теремок»;

родители воспитанников группы.

Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей знания о русских народных сказках и русском фольклоре.
  2. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  3. Прививать любовь к книге.
  4. Развивать речь, активизировать словарный запас.
  5. Развивать творчество, фантазию, воображение.
  6. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребенка.

Актуальность проекта:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка. «Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника». Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

В работе с дошкольниками, на мой взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно-образную значимость. Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае.        Формы использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не обсуждая, чтобы дошкольник еще какое-то время побыл в мире сказки и сам подумал о том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е. «примерить» на себя роль героя. Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи. По мнению А. В. Запорожца, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В современных педагогических теориях отмечается, что в дошкольнике формируется мир нравственно-эстетических представлений, закладывается базис личной культуры, включающей ценностные переживания.

Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек.  Чем лучше будет знать каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения.

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Предусматривались следующие этапы реализации проекта:

Подготовительный:

— формулировка цели и задач проекта;

— составление плана реализации проекта «Русские народные сказки»;

— чтение русских народных сказок дома и в саду;

— рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».

Основной:

— знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;

— просмотр мультфильмов по сказкам;

— чтение стихов про героев сказок;

— инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов  театров;

— разучивание потешек;

— дидактические игры;

— загадывание загадок по сказкам;

— рассматривание альбомов сказок, потешек;

— подвижные игры;

— составление комплекса утренней гимнастики по сказкам;

— раскрашивание персонажей сказок;

— выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;

— выполнение совместной лепки по сказкам «Репка»; «Колобок», «Курочка     Ряба»;

— рассказывание сказок с помощью схем;

— строительство теремка, его заселение «жителями»;

— составление сказок из кубиков;

— выкладывание сказок из пазлов;

— настольные игры;

— выставка книг по русским народным сказкам;

Заключительный:

— оформление книжного уголка в группе;

— оформление театрализованного уголка в группе;

— изготовление  дидактических игр по сказкам;

— составление различных гимнастик, утренней разминки;

— инсценирование русских народных сказок «Теремок», «Репка»;

— открытое занятие на тему «В гости к сказкам».

Планируемые результаты:

  1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
    2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
    3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
    добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
    4. Повысится число детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
    5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
    6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Свою работу над проектом  я начала с составления плана реализации проекта «Русские народные сказки».

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому я знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.

А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок: «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.

Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: кукольный театр, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, «театр шапочек», «театр телевизор». С целью закрепления знаний о русских народных сказках использовала дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Продолжи сказку», «Назови сказку». Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывала загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.

В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

Провела с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома  и на улице.

Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.

В реализации проекта использовала  различные виды гимнастик:

— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;

— артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;

— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.

Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Колобок».

В самостоятельной деятельности:

—  дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

— играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;

— строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.

С помощью воспитателя учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку».

Провели выставку книг детского сада по русским народным сказкам. Инсценировали сказку «Теремок» и «Репка» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.

Результаты реализации проекта:

1. В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников представлений о сказках с использованием игрового материала.

2.Наблюдается заинтересованность детей к сказкам, к играм по сказкам.

3.У детей сформированы знания по содержанию сказок: дети используют элементы сказок в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, играх-инсценировках, используют настольно-печатные игры и театрализованные.

4.У детей развились любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

Литература:

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г.С.98
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С.144.
  3. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Москва «Просвещение», 1986г.
  4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. М.,2007 с.256
  5. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Айрис Пресс, Москва 2008г.
  6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с.28
  7. Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка — дошкольника в театрализованной деятельности. Ростов-на-Дону,2005
  8. Померанцева Э. В. Судьба русской сказки. М.,1979
  9. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.,2007.с.96
  10. Хрестоматия по фольклору. М.2002.
  11. Интернет-ресурсы.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.