Алтайские народные сказки

Педагогический проект

«Алтайские народные сказки»

 

Тихонова Алтынай Александровна,  

воспитатель МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова», структурное подразделение детский сад «Куничек»

с. Кош-Агач, Республика Алтай

 

Как и многие малые народы, алтайцы, живущие на юге западной Сибири в горах междуречья Бии и Катуни, имели богатую традицию устной поэзии. Мифы и легенды, героический эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Проект: « Алтайские народные сказки».

Проект  познавательный, творческий.

Участники проекта: дети 4-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного  возраста.

Предмет: формирование познавательного интереса к алтайским народным сказкам.

Продолжительность: краткосрочный (4 недели).

Цель проекта: познакомить детей с алтайскими народными сказками, прививать любовь и интерес к алтайскому народному творчеству.

 Задачи:

— формировать у детей знания об алтайских народных сказках;

— прививать любовь к книге;

— развивать речь, активизировать словарный запас;

— развивать творчество, фантазию, воображение;

— укреплять взаимоотношения с родителями.

Актуальность данного проекта заключается в следующем:

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

— формулировка цели и задач проекта;

— составление плана реализации проекта «Алтайские народные сказки»;

— чтение алтайских народных сказок дома и в саду;

— рассматривание иллюстраций к алтайским сказкам.

Основной:

— знакомство с алтайскими народными сказками в группе и дома;

— просмотр мультфильма «Теертпек» на алтайском языке;

— чтение сказки «Теертпек», «Ырысту», «Страшный гость», «Сто умов»;

— инсценирование сказки «Теертпек» с использованием различных видов  театров;

— дидактические игры;

— рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;

— загадывание загадок по сказкам;

— рассматривание альбомов сказок, потешек;

— подвижные игры;

— раскрашивание персонажей сказок;

— выполнение совместной аппликации по сказке «Теертпек»;

— выполнение совместной лепки персонажей сказок;

— рассказывание сказки с помощью магнитного театра;

— выставка книг по алтайским народным сказкам;

— фотовыставка.

Заключительный:

— выставка поделок «Мой любимый герой»;

— альбомы сказок, сочиненных детьми вместе с родителями;

— выставки книг, аппликации, макета;

— фотовыставка;

— изготовление альбомов, дидактических игр, театров;

— составление различных гимнастик, утренней разминки.

Работу над проектом  мы начали с составления плана реализации проекта «Алтайские народные сказки».

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с алтайскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.

Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Настольный театр», «Театр — телевизор», «Театр шапочек», «Театр живой руки».

С целью закрепления знаний об алтайских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку». Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» «Алтайские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.

В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:

— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;

— артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;

— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.

Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по алтайской народной сказке «Теертпек».

Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

В самостоятельной деятельности:

—  дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

— играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;

— строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.

С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку».

Провели выставку домашних книг и книг детского сада по алтайским народным сказкам с участием родителей.

Инсценировали сказку «Теертпек» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.

В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Алтайские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.

В проекте принимали участие все дети группы. Дети узнали об алтайских народных сказках. У детей расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

Литература:

  1. Торбоков Т.Т. «Сказки Алтая», лит.-изд. дом «Алтын Туу», 2009г;
  2. Тепуков К.Т. журнал «Солоны»;
  3. Алтайская народная сказка «Теертпек», 1996г.;
  4. Детский журнал «Азатпай» 2015г

Детский сайт:

http://azatpai.ru/

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.