Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами сказкотерапии по сказке «Теремок» | ДЕТСТВО-ГИД

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами сказкотерапии по сказке «Теремок»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами сказкотерапии

по сказке «Теремок»

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Михеева Вера Анатольевна,

Конькова Ирина Николаевна,

воспитатели МБДОУ г. Мурманск № 156,

Бочкарева Ирина Вячеславовна,

 учитель-логопед МБДОУ г. Мурманск № 156,

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, психических процессов, творческого воображения, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, активизация звука «Р».

Коррекционно-обучающие задачи. Закрепление знаний детей о сказке «Теремок». Уточнение, расширение и активизация словаря по данной сказке. Закрепление порядкового и количественного счета в пределах шести, цветовых оттенков. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, активности, способности к сопереживанию, эмпатии.

Оборудование: игрушки по сказке «Теремок», игра «Подбери по цвету», разрезные картинки теремков по количеству детей, макет терема для инсценировки сказки, музыкальное сопровождение, костюм сказочного персонажа лисы, угощение для детей или подарки.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», знакомство с пословицами о дружбе.

Ход мероприятия:

Лиса: Здравствуйте ребятушки. Я к вам так спешила. Вы узнали меня, кто я? Да, я лисичка-сестричка из сказки пришла. В каких сказках встречается лиса? (Лисичка-сестричка и серый волк. Заюшкина избушка. Лиса и журавель. Смоляной бычок. Теремок. Кот, петух и лиса. Колобок. Два жадных медвежонка. Лисичка со скалочкой. Снегурушка и лиса.) Я не просто так пришла, загадки принесла. Кто загадки отгадает, тот все на свете знает и поможет мне по иному (другому) рассказать мою любимую сказку. Но вот как, я пока не знаю и хочу, чтобы вы мне в этом помогли. А сейчас отгадайте, какие герои встречаются в моей любимой сказке.

  1. Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (заяц)

  • Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

  • Маленький серенький шарик

Под лавкой шарит. (мышь)

  • За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

  • Сама скользкая, язык липкий.

На болоте сидит за мухами следит. (лягушка)

  • На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

(лисой, по ходу отгадывания детьми загадок, выставляются игрушки)

Посмотрите на зверей. В какой сказке они все встречаются? (Они встречаются в сказке «Теремок».)

«Теремок» это какая сказка? (русская народная, ее написал русский народ)

Ведущая: Вспомним, кто первым пришел к теремку (2, 3, 4, 5, 6-м)? (Дети самостоятельно отвечают и выкладывают игрушки, следуя порядковому счету.) Посчитаем зверей по порядку. Сколько героев в сказке «Теремок»?

(6). Сколько животных жило в теремке до прихода медведя? (5).

Чем занимались животные в теремке? (помогали друг другу, хозяйничали, пироги пекли, дрова пилили, воду носили, полы подметали и т.д.)

Какие они были? (трудолюбивые, добрые, отзывчивые, веселые, дружные, хозяйственные, умелые и т.д.)

Кто сломал теремок?

Лиса: Это он специально сломал.

Ведущая: Вы тоже так считаете? (Проблемная ситуация. Подведение рассуждений детей к тому, что медведь от части повинен в разрушении теремка. В основном он не желал зла зверюшкам. Хотел жить вместе с ними, но не подумал о прочности теремка.)

Медведь был какой? (большой, толстый, неуклюжий, косолапый, неповоротливый)

А теремок был какой? (маленький, ветхий, непрочный, старый)

Вспомните, что в сказке говорится о размере теремка? (Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок-не высок)

Теремок не низкий и не высокий, значит, он какой по размеру? (средний)

Лиса: Ребята, вы говорите, что звери трудились, хозяйничали, а я знаю, что они также любили играть, петь песни. Вы любите играть? Тогда поиграем! На поляне растут цветы разной формы и цвета. По краям поляны расположены вазы. Вам необходимо собрать цветы в вазы, подходящие по цвету, но собирать надо по одному цветку, а не охапкой. (Уточняется, какого цвета каждый ребенок будет собирать цветы в вазы. Берутся оттенки, а не основные цвета. Лиса тоже собирает цветы в вазочку.)

Проблемная ситуация: После сбора цветов в вазы, обращается внимание детей на то, что лиса «замешкалась» собирать цветы, ей необходимо помочь.

С удовольствием зверушки катались на каруселях. Мы тоже прокатимся. Возьмитесь за руки. Заведем у каруселей мотор. (артикуляция звука «Р»). Поехали. Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

                 А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

                 Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

                 Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.

Поиграть-то мы поиграли, да медведь сломал теремок: зверушкам негде стало жить.

Ведущая: Не переживай лиса. Мы вместе с ребятами придумаем продолжение сказки. Как вы думаете, каким оно должно быть? (Хорошим, добрым. Надо построить новый, большой, высокий теремок, чтобы все звери в него поместились, чтобы все жили дружно и счастливо).

Построим теремки, и посмотрим, у кого теремок будет самый высокий, просторный, крепкий. (Предлагается собрать из разрезных картинок теремки разные по цвету, размеру, конфигурации. Предлагается по 1-му теремку на каждого ребенка.)

Покажем как строили теремки. Пальчиковая игра (действия сопровождаются в соответствии со словами)

Тук-тук молотком.

Строим, строим новый дом.

Ты пили пила быстрей.

Домик строим для зверей. (имитируют движения животных)

У кого получился самый большой теремок? Вот он какой красивый. У остальных ребят теремки тоже хороши. Они пригодятся героям других сказок.    Все мы знаем, все мы верим   (сюрпризный момент – показ

                Есть на свете чудный терем.     большого расписного терема)

                Терем, терем, покажись.

                Покружись, остановись.

                К лесу задом, к нам лицом

                И окошком и крыльцом.

Вот и терем. Какой он? (Большой, красивый, расписной, прочный, деревянный, крепкий, чудесный, сказочный, просторный, новый). Теперь необходимо заселить в него зверей и показать сказку по-новому. Но, когда вы будете показывать сказку, не забудьте рассказать, чем животные похожи друг на друга, какие у них общие черты. Это необходимо для того, чтобы наши герои не ссорились, жили дружно. Возьмите зверушек, от лица которых вы будете рассказывать сказку. Начнем…

(Пример составленной сказки. Ребенок: Стоит в поле теремок-теремок. Ведущая: он высок-он высок. Ребенок продолжает: Вот по полю-полю мышка бежит у дверей остановилась и стучит. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в высоком живет?… Лягушка просит пустить ее в теремок. Мышка отвечает, что пустит ее, если та скажет, чем она на нее похожа. Лягушка говорит: ты маленькая и я маленькая. Мышка: хорошо, иди ко мне жить. Отвечают вместе: и стали они жить вдвоем…

Заяц похож на лягушку тем, что, как и она может прыгать.

Лиса похожа на зайца тем, что у нее шерстка тоже мягкая.

Волк похож на лису тем, что у него хвост такой же длины, что и у нее.

Медведь похож на воска тем, что у него 4 лапы, как и у волка.)

Все в теремок поместились, всем места хватило. Стали звери жить-поживать, добра наживать, пряники жевать и нас в гости ждать. Ребята, какое вы хорошее дело сделали, придумали новое продолжение сказки, помогли зверушкам и тебе лиса.

Лиса: Спасибо. Вы умелые ребята, дружные тоже. Пословицы о дружбе знаете? (Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь. Дорога к дому друга всегда короткая. Друг за дружку держаться – ничего не бояться. Сам себя губит, кто других не любит. Дружба в делах помощница.)

Молодцы.    Уж мы будем, мы будем дружить.

                      Будем в тереме весело жить.

                      И работать, и петь, и плясать,

                      И друг другу во всем помогать!

За помощь и добрые дела угощаю вас я.  

Литература:

  1. Елисеева Л.Н. Хрестоматия. – М., 1972.
  2. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – цгп., 2004.
  3. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. – СПб., 2001.
  4. Франц М.Л. Психология сказки. – СПб., 1998.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.