Опыт ознакомления детей дошкольного возраста с малой родиной в проектной деятельности
Шадрина Виктория Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Мурманск
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
А чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Постепенно представления о малой и большой Родине расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Поэтому совместно с детьми был разработан и реализован проект «Почему мы любим наш край?»
Название проекта: «Почему мы любим наш край?»
Тип проекта: социальный, творческий.
Вид проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети старшей группы — 20 человек; воспитатели группы; родители.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю, традициям и обычаям своего народа.
Цель проекта: Систематизация представлений воспитанников о родном городе и крае. Развитие чувства гордости за свой город и свой край, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1.Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
2. Дать знания детям о родном городе: символика, достопримечательности;
3.Развивать потребность детей в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия, с участием родителей;
4. Познакомить с культурой и традициями коренных народов севера – саамов и поморов;
5. Расширить знания детей о флоре и фауне Кольского полуострова;
6. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Педагогом была предложена проблема с Лунтиком.
- Проблемная игровая ситуация: сказочный персонаж Лунтик обратился за помощью к ребятам старшей группы, чтобы они помогли узнать ему что-то новое и необычное про Мурманскую область. Лунтик пообещал рассказать про Кольский полуостров своим друзьям. И спросил: «А любите ли свой край?»
- Формулировка «детской цели»: помочь сказочному герою Лунтику узнать что-то новое и необычное про северный район нашей родины, а именно про Кольский край. И показать, как он красив.
Обсудив проблему, дети сформулировали свою цель: помочь сказочному герою Лунтику узнать что-то новое и необычное про северный район нашей родины, а именно про Кольский край.
Ребята выдвинули предположения: пересмотреть книжный уголок и найти книги о родном крае, посмотреть иллюстрации, прочитать неизвестные для себя факты так же ребята предложили рассказать интересные факты кто, что знает о родном крае. Некоторые дети предположили, что необходимо с родителями погулять в интересных местах города Мурманска и рассказать об этом всем ребятам в группе.
На следующем этапе прочитан определённый список художественной и познавательной литературы. Дети познакомились с традициями родного народа, символикой Мурманска, с историей и географическими особенностями Кольского Севера.
Просмотрели мультфильма из серии «Мульти-Россия. Кольский полуостров». Видеоролик «Моя малая родина – город Мурманск». Многие видео мы брали в группе вКонтакте «Краеведение для малышей: 51»
Особое внимание привлекла книга «Мурманск- столица Арктики», где дети познали историю покорения Арктики, о зарождении города Мурманска, узнали о роли города Мурманска…
И вот мы отправились на виртуальную прогулку «Путешествие по Мурманскому краю» Начали мы со столицы заполярья города Мурманска.
Рассмотрели памятник Анатолюя Бредову, дети узнали о подвиге молодого пулемётчика.
Ребята поиграли в викторину «Город Мурманск – гордость Заполярья» цель которой состояла в воспитании интереса к истории родного края через игровую форму работы, расширение и углубление знаний об административном центре области, где живут дети, развитие у воспитанников познавательного интереса. После чего ребята нарисовали рисунки о городе Мурманске.
Затем у нас прошла беседа на тему: «полезные ископаемые и их добыча и использование». Ребята узнали, что наш край богат полезными ископаемыми и минералами, что в нашей области есть несколько городов, где ведётся добыча этих ископаемых.
А так как на территории Кольского полуострова добывают железную руду, поиграли в Игру-опыт «Рыбалка». В ёмкость с водой опустить рыбок. Сделанных из цветной клеёнки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны. Затем прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.
Вывод: Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
На следующий день ребята принесли из дома различные минералы, которые добываются на Кольском полуострове и дружно их разглядывали.
Затем дети познакомились с красной книгой мурманской области. Из этой книги дети узнали, что в нашем крае есть исчезающие виды животных, птиц, рыб. Прониклись бережным отношением к нашей природе.
Ребята так же узнали о «Лапландском заповеднике» от Снежной Королевы, которая рассказала, что Лапландия – это её «родной дом». Вместе со Снежной Королевой через дидактические игры, при отгадывании загадок дети узнали об озёрах, реках, растениях, животных и птицах, охраняемых в заповеднике. А в завершении встречи дети нарисовали рисунки о том, что в заповеднике делать нельзя: разжигать костры, я мусорить, вырубать деревья. Снежная Королева поблагодарила ребят, и сказала, что их рисунки она передаст тем ребятам, которые ещё не знают правил посещения её заповедника.
Хороший был обычай собираться на Рождество всей семьёй, отмечать праздник, петь песни-колядки, водить хороводы.
А хозяева домов, которым колядовали, благодарили гостей, да не простым угощеньем, а поморской козулей – фигуркой из ржаного теста.
Накануне Нового года состоялся мастер-класс по изготовлению поморской козули, который проводила Марина Викторовна Колечкова.
Каждый ребенок сделал козулю «Тетёрка». Тетёрка с детками символизирует семейное счастье. Любящая и любимая мама посадила на спину, спрятала своих птенцов-деток в крылышках и везёт их во взрослую жизнь.
В ходе встречи началось знакомство детей с поморской культурой.
Затем мы познакомились с коренным поселением нашего края «саамами», дети узнали, где они живут, чем занимаются, узнали об особенностях их одежды, нарисовали свои рисунки и сделали поделку «кУвакса» — переносное жилище саамов.
6 февраля отмечается Международный день саамов, посвящённый культуре и традициям этого коренного народа севера.
В преддверии праздника к ребятам в гости пришли Ольга Владимировна и Ольга Николаевна. Представители Дома ремёсел провели тематическое мероприятие «Саамские сказки» с творческим мастер-классом. На мастер-классе ребята вспомнили известных героев саамских сказок, послушали отрывок из замечательной саамской сказки о солнце, разгадывали загадки, а в завершение изготовили куклу-солнце в технике бумагопластики.
В рамках тура выходного дня воспитанники вместе с родителями посетили Саамскую деревню «Самь-Сыйт» в поселке Ловозеро. Это этнографический музей под открытым небом. На стоянке нас встречают милые кролики, которые не боятся людей! Перед экскурсией гид провел инструктаж, и наша дружная компания продолжила увлекательное путешествие.
Ребята познакомились с традициями, обычаями и культурой коренного народа Кольского севера, увидели жилища саамов, рассмотрели и примерили костюмы, узнали об особенностях жизни животных на Крайнем Севере, покормили из рук кроликов и северных оленей, пообщались с собаками породы хаски. А в завершение экскурсии было увлекательное катание на упряжке северных оленей, снегоходах и, конечно же, саамские народные подвижные игры!
А так же в гости к детям приезжала вице-президент ассоциации саамов. Нина Елисеевна Афанасьева рассказала о особенностях быта, жизненного уклада этого удивительного народа, познакомили с образцами саамского рукоделия. Сама она пришла в народном костюме. Нина Елисеевна познакомила ребят с саамским языком (говорила некоторые фразы на своём родном языке, пропела колыбельную песенку).
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта, дети стали интересоваться историей своей малой Родины.
● Познакомили детей с географическим положением Кольского полуострова, геологическими особенностями рельефа, названием области и городов Мурманской области, расширили знания детей о городе Мурманске.
● Ребята познакомились с историей Мурманской области, образованием городов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории Кольского полуострова, закрепили знания о символике родного края, её значении.
● Познакомили детей с геологическими особенностями рельефа Кольского полуострова, расширили знания о полезных ископаемых.
● Расширились знания о Кольском полуострове.
На протяжении всего периода мероприятий ребята очень хотели помочь нашему герою Лунтику, чтобы он получил как можно больше информации о Мурманской области и много чему научился с их помощью. По итогу путешествия детей по нашей малой родине дети пришли к выводу, что о своём родном крае многих фактов они не знали, а после полученных знаний ещё больше начали ценить, любить, беречь и уважать свой край. Само путешествие вызвало большой интерес у дошкольников. Ребята были активными, трудолюбивыми, общительными, любознательными.
Дети стали больше испытывать гордость за свой город, интересуются историей крайнего севера, познакомились с традициями, символикой, историей и географическими особенностями Кольского Севера.
Родители тоже стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте. Они активно принимали участие во всех наших начинаниях: подбирали необходимую литературу, предоставили нам минералы Кольского полуострова, приносили необходимый материал для поделок, организовали поездку в Саамскую деревню «Самь-Сыйт» в поселке Ловозеро
В ходе нашей работы и я как педагог ощутила повышение уровня педагогического мастерства в организации детской проектной деятельности.
Литература:
1. Андрюнина. А. С. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства // SCIENCE TIME. 2015. № 5. С. 37-44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=236175096
2. Бородина Е. Н. Культуроцентрический подход в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 130-133.
3. Бывшева. М. В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 57-63.
4. Краеведение для малышей:51 URL: https://vk.com/kraeveddoo51
5. Организация образовательной деятельности по формированию представлений детей дошкольного возраста о Кольском Заполярье: Сборник практических материалов /Авторы-сост.: Н.И. Дубровина, О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2022. – 105 с.
6. Организация образовательной деятельности по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотического отношения к родному краю: Сборник практических материалов из опыта работы педагогов ДОО Мурманской области / Авторы-сост.: Н.И. Дубровина, О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2021. – 103 с.
7. Реализация региональной составляющей в образовательной деятельности ДОО Мурманской области: методические рекомендации / Автор Морозова О.В. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2021. – 62 с.