Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Опыт эко-волонтёрского движения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ | ДЕТСТВО-ГИД

Опыт эко-волонтёрского движения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Методическая разработка

«Опыт эко-волонтёрского движения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Вавиловцева Валентина Владимировна,

педагог-психолог МАДОУ г. Мурманска №93,

Первова Юлия Николаевна,

воспитатель МАДОУ г. Мурманска №93

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь к тем, кому она нужна. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Волонтёр – это человек, занимающийся общественно-полезной деятельностью на безвозмездной основе. Основы волонтёрства заключаются в добровольном труде, не требующего оплаты. Сферы деятельности волонтёра могут быть разнообразны, но волонтёр всегда несёт любовь и доброту. Для него важны такие качества, как трудолюбие и забота.

Волонтёрское движение в области экологии в детском саду содействует приобщению детей к природе и воспитанию экологически активных личностей. Период дошкольного возраста наиболее благоприятный для  формирования у детей новых знаний и умений, поэтому волонтёрское движение в столь юном возрасте является довольно актуальным  и перспективным для дальнейшего развития детей в данном направлении.

Волонтерское движение в  МАДОУ г. Мурманска № 93 началось с того, что в начале февраля 2023 года воспитанники старшей группы были приглашены в  Мурманскую областную детско-юношескую библиотеку имени В. П. Махаевой, для участия в познавательном занятии на экологическую тему: «Вред батареек на окружающую среду». После этого занятия  дети стали задавать вопросы на тему вреда  использованных, неправильно утилизированных элементов питания и их пагубного влияния на окружающую среду.

Таким образом, у педагогов МАДОУ возникла идея организации проекта  «Большой вред  маленькой батарейки».

Цель проекта: привлечь внимание воспитанников детского сада к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации.

В ходе реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1. Разъяснить, какую опасность для человека и природы несут батарейки, выброшенные вместе с бытовыми отходами.

2.  Сформировать представление детей о целесообразности вторичного использования отработанных элементов питания.

3. Воспитать экологически грамотное поведение в природе.

4. Сформировать представление детей о необходимости сбора элементов питания и дальнейшей транспортировки в специальные пункты сбора.

На первом этапе проекта была  проведена предварительная работа с родителями воспитанников. В ходе родительского собрания родители дали свое согласие на участие в проекте своих детей и выказали готовность  оказывать содействие и помощь в решении вопросов, связанных с реализацией эко-волонтерского проекта. Вместе с детьми и родителями были разработаны эмблема и название будущего волонтёрского отряда, а также девиз, гимн и атрибут для посвящения в волонтеры – синие косынки. В процессе подготовки к церемонии посвящения  в волонтеры между педагогами и детьми  было составлено соглашение об участии в эко-волонтерском проекте. Дети оставили свои отпечатки пальчиков на соглашении, в знак того что хотят быть волонтёрами, помогать людям и оберегать природу.

Эко-волонтерский отряд выбрал несколько направлений: экологическое воспитание, нравственно – патриотическое и трудовое воспитание.

В середине февраля состоялся праздник посвящения воспитанников первой старшей группы в волонтеры. Отряду юных волонтёров было присвоено название «Капельки».

На  этой же стадии была составлена дорожная  карта реализации  этапов проекта. И для начала,  среди родителей  воспитанников группы было проведено анкетирование,  задачей  которого было выяснить, как утилизируются в семьях отработанные батарейки:  вместе с бытовым мусором или отдельно сдаются в специальные пункты приема. Выяснилось, что многие родители не знают о том, что батарейки выбрасывать нельзя!

Педагоги с детьми очень заинтересовались проблемой загрязнения окружающей среды отработанными батарейками и решили изучить этот вопрос более детально. Из литературных источников и  сети интернет выяснилось множество разных познавательных фактов, но больше всего в изумление привел тот факт, что одна батарейка может загрязнить 400 литров грунтовых вод и 20 кв. метров земли!

На следующем этапе педагоги вместе с воспитанниками включились в экспериментальную деятельность. В ходе которой были использованы три прозрачные емкости с чистой водой: в одну положили батарейку без оболочки, в другую — батарейку с оболочкой, а  третью ёмкость оставили с чистой водой. Через 2 часа педагогами был продемонстрирован воспитанникам результат того, что в первой емкости вода помутнела и появилась ржавчина, во второй —  появилась незначительная ржавчина, а в третьей — вода осталась без изменений.

На следующий день эксперимент был продолжен: в емкости 1 и 3 поместили по живому цветку, и в течение пяти дней велось наблюдение, в ходе которого ребята обнаружили, что в емкости 1 появлялось всё больше и  больше ржавчины и цветок стал быстро увядать, а на седьмой день —  погиб, в то время как в емкости с чистой водой цветок оставался неизменным.

В результате проведенного  эксперимента ребята сделали выводы о том, что отработанные элементы питания надо собирать и утилизировать отдельно от бытового мусора, чтобы не причинять вред живой природе!

По окончании эксперимента детям было предложено нарисовать рисунки, по теме проекта, из которых была оформлена стенгазета «Большой вред маленькой батарейки!».

Одной из задач волонтёрского отряда являлось не только участие в экологических и патриотических акциях, но и популяризация эко-волонтерского движения среди других детей, родителей и педагогов детского сада.

Участники волонтерского эко-отряда «Капельки» предложили поделиться приобретенным опытом с другими воспитанниками своего детского сада. Таким образом, в гости к юным волонтерам были приглашены воспитанники подготовительной группы, с целью демонстрации результатов проведенного эксперимента с батарейками и распространения опыта текущего эко-проекта.

Чтобы привлечь больше участников к решению проблемы загрязнения окружающей среды отработанными элементами питания юными волонтерами был создан мультфильм о приключениях батарейки, которая после принесенной пользы людям искала, где бы она могла пригодиться еще раз. В результате чего нашла свой приют в экологическом отряде детского сада, где воспитанники собирали отработанные батарейки для отправки их на утилизацию.

В марте 2023г. педагогами были представлены результаты  экологического проекта «Большой вред  маленькой батарейки», реализованного в рамках волонтерского движения  на региональном семинаре «Эффективные практики приобщения воспитанников к участию в волонтерской деятельности», проведенном Институтом развития образования Мурманской области.

В мае 2023г. юные эко-волонтеры  заняли первое место с мультфильмом «Приключения батарейки» в   конкурсе мультипликационных фильмов «Экорежиссер», организованном ГПБУ «Мосприрода», г. Москва!

Экологическое волонтёрское движение в ДОО помогает воспитывать экологическую культуру дошкольника. Привлечение родителей к эко-волонтёрству положительно влияет на формирование нравственных качеств у детей. Нельзя забывать, что именно в дошкольном возрасте вырабатывается основной принцип волонтёрства – добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности и реализация личных способностей.

Список литературы

  1. Иванова А.И. “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С». Из-во “ТЦ Сфера”, 2008.
  2. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. Из-во “ТЦ Сфера”, 2003.
  3. Кодрыкинская Л.А.. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во “ТЦ Сфера”, 2013.
  4. Микляева В.Н . Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013.
  5. Фесюкова Л.Б. . Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет. Из-во “ТЦ Сфера”, 2010.
  6. Шевченко Л.Л. “Добрый мир”. Из-во “Подмосковье”, 2012.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.