Сценарий тематического развлечения
«В гостях у Василисы Премудрой»
(из цикла «Защитники земли русской»)
для детей старшего дошкольного возраста
Богданова Светлана Борисовна,
воспитатель МАДОУ № 90,
Гайнутдинова Юлия Александровна,
музыкальный руководитель МАДОУ № 90,
г. Березники Пермского края
Цель мероприятия: создание предпосылок для формирования патриотических чувств и сознания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культуре русского народа.
Задачи мероприятия:
- Воспитывать любовь и уважение к своей родине России.
- Расширять представления о самобытности русского народа через атрибуты народной культуры (песня, игра, костюм, музыка); продолжать знакомить детей с русским фольклором.
- Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование и технические средства:
- мультимедиапроектор, компьютер, экран, музыкальный центр.
Оформление:
- оформление для горницы: прялка, самовар, стол с лавками, рушники, половички;
- презентация для мероприятия, музыкальное сопровождение мероприятия (аудио подборка «Русские наигрыши» оркестр русских народных инструментов).
- костюмы для взрослых артистов: кузнецы (фартуки, рубахи), старушки – веселушки (сарафаны, платки);
Дидактический, раздаточный материал:
- разноцветные клубки ниток (по количеству девочек – 8 шт.); музыкальные и шумовые инструменты для взрослых и детей (по количеству); расписные большие платки (для игр – 4 шт.).
Условия и особенности реализации:
- музыкальный зал, детские стулья по количеству детей; затемнение.
Методические советы по проведению:
предварительная работа по подготовке к мероприятию:
- беседы по искусству «Образ Древней Руси в картинах Б.Ольшанского и К.Васильева»;
- разучивание музыкального и литературного материала; просмотр мультфильмов «Богатырского цикла» («Добрыня и змей», «Лебеди непрядвы» и т.д.);
- чтение цикла Ю.Вронского «Исторические рассказы в стихах», из серии «Страницы истории нашей Родины» (рассказы о русских полководцах – М.Кутузове, А.Суворове, Д.Давыдове, Ф.Ушакове);
- работа в музее «Знакомых вещей» по темам: «Старинное русское оружие», «Тайны русского костюма».
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал, где звучит русская народная музыка «инструментальные наигрыши» и рассаживаются на стульчики. Занавес закрыт.
Справа от занавеса стилизация русской горницы: на лавочке сидит Василиса и вышивает на пяльцах.
Василиса: Здравствуйте гости дорогие, милости просим.
Праздников много дарит нам осень.
Веселых, торжественных, ярких, красивых,
Я приглашаю вас, на праздник России!
Занавес открывается – на экране анимированный слайд «Просторы родины России».
Хоровод заведем – песню Родине споем.
Дети встают в хоровод и исполняют песню «У моей России» Г.Струве
(дети рассаживаются на свои места)
Василиса: Удивительный мир, как сказка,
На цветные похожий сны.
Тихо-тихо скользит указка
По просторам родной страны.
Здравствуй, Родина! Здравствуй, Россия!
Мы вот так узнаем тебя:
По морям твоим синим-синим,
И по желтым твоим степям.
И озер голубым росинкам
И по ниткам жемчужных рек.
Мы тебя узнаем красивой,
Чтоб запомнить тебя навек.
Нам пока что дано немного:
Детский сад, этот двор и дом –
Нас еще не зовет дорога –
Мы узнаем тебя потом.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие: мы отправимся в прошлое: тогда наша Родина называлась – Древняя Русь.
На экране – слайд с изображением Древней Руси.
Василиса: Древняя Русь – страна городов, широких рек, просторных лесов. Славилась Русь и людьми: мужчины богатыри, да женщины красавицы, да рукодельницы. Трудились люди русские, не ленились: кто горшки делал, кто шил, кто мечи да подковы ковал. Слышите!? А вот, кажется, и первые гости к нам пожаловали.
На экране слайд — «Девичьи гуляния»
В зал входят девушки в русских народных костюмах, исполняя песню «Во поле орешина». Проходят по залу, вовлекая детей в хоровод. Затем мальчики садятся на свои места, а на сцене остаются девочки.
Взрослые артисты вместе с девочками, держа в руках клубочки, исполняют песню Л.А.Вахрушевой «Мы мотаем клубок»
Девушка: Мира вам и добра, до свидания детвора!(поклон)
Девушки, напевая, уходят из зала.
Василиса: Ай, да девушки, ай да умницы. Песни славно напевают, да и руки их скуки не знают.
На экране слайд – «Во кузнице молодые кузнецы».
Звучит инструментальное вступление в зал входят кузнецы и исполняют песню «Во кузнице»(к ним на сцену подпевая, выходят мальчики, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах).
Кузнецы, повторно исполняя первый куплет песни, уходят из зала.
Василиса: Эх, хороши, наши молодцы! Песни дружно напевают, да про работу свою не забывают.
На экране слайд – «Русские умельцы»
А на этой улице живут люди, которые плетут лапти да лапоточки, корзины да кузовочки. А вот и они сами.
В зал под веселую музыку входят старушки-веселушки и исполняют песню
Л.А.Вахрушевой «Издавна на Руси лапоточки плели»
1 старушка-веселушка: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие да большие!
2 старушка-веселушка: Здравствуйте, детишки! Девчонки да мальчишки!
3 старушка-веселушка: Здравствуйте, друзья! Дай вам Бог добра!
Василиса: Здравствуйте, гости! Милости просим!
1 старушка-веселушка: на Руси, коль дело сделал, можешь погулять ты смело!
2 старушка-веселушка: Делу время, а потехе час, поиграть зовем мы вас!
3 старушка-веселушка: У кого там хмурый вид, слышишь, музыка звучит, собирайся детвора, ждет вас русская игра!
Старушки проводят с детьми русские народные игры «Золотые ворота», «Плетень», «Веночек»
Василиса: ребята наши смелые, ловкие, умелые. Посмотрите, что я для вас припасла… (показывает шкатулку). Спрятаны в ней загадки. Вы ребята не зевайте, все загадки отгадайте.
- Белый по белому написал белым.
Рыжая пройдет, белого найдет. (Заяц и лиса)
- Лежала под елками, подушечки с иголками.
Лежала, лежала, вдруг побежала. (Ежик)
- Маленький, удаленький,
По полу елозит, себя не занозит.
Обежал весь теремок, и опять в уголок. (Веник)
- Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет. (Козел)
- Стоит толстячок, подбоченившись бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Василиса: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
1 старушка: Не только тешился русский народ и работал, приходилось и землю русскую защищать от врагов и недругов. Только та страна сильна, которая умеет защищаться. А наша Россия всегда была сильной державой.
На экране слайд – «Богатырская сила»
2 старушка: Эх, не перевелись еще добры молодцы на Руси. Кипит сила молодецкая. Выходи, богатыри – будем силой мериться, да удаль молодецкую показывать.
Проводятся богатырские затеи: «Перетяни канат», «Стрельба из лука», «Бой петухов».
1 старушка: Вам, ребята рассказали мы
Да про родину, Русь древнюю.
2 старушка: Про дела, про стародавние,
Про ремесла, игры разные.
3 старушка: Да про удаль молодецкую,
Да про песню нашу светлую.
1 старушка: А теперь пора нам, детушки, отправляться в путь-дороженьку. А пред дальнею дорогою вам подарим слово мудрое:
2 старушка: Вы храните память светлую, о делах о стародавниих. Вы гордитесь своей Родиной, почитайте, словно матушку.
3 старушка: Пусть Россия будет крепкою, да могучею державою. Пусть она по миру славится, чтоб гордились ею правнуки!
Старушки прощаются поклоном и уходят. Занавес закрывается.
Василиса: вот и закончилось наше путешествие в детские годы нашей Родины. Мы и пели, и играли, в хороводе танцевали, а стихи вот не читали.
Выходят дети и читают стихи.
Ребенок: Родина, что это, дедушка, значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет,
Это заря, что горит, не сгорая…
Ребенок: Родина – это глаза моей мамы,
Полные слез или в искорках смеха,
Родина – это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Ребенок: Родина – слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Дети исполняют песню Л.А.Вахрушевой «На родной Уральской стороне»
Василиса: Родину мы любим, уважаем – караваем всех сегодня угощаем!
Под веселые русские наигрыши Василиса выносит каравай, вручает его с поклоном воспитателю. Воспитатель с детьми возвращаются в группу, где завершаются праздник чаепитием.