Конспект квест-игры
«В мире сказок»
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Луцив Ирина Степановна,
воспитатель МБДОУ № 48
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель:
— углубление, расширение и закрепление знаний детей о сказках, пополнение их словарного запаса.
Задачи:
Образовательные:
— формировать интерес к устному народному творчеству;
— учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
— упражнять в назывании сказок, используя опорные слова, иллюстрации, загадки;
— учить детей правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;
— формировать представление о свойствах магнита;
Развивающие:
— развивать артикуляционную моторику;
— развивать общую и тонкую моторику;
— развивать лексико – грамматический строй речи и связную речь;
— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов,
умение делать выводы;
— развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, мышление, зрительную память, наблюдательность;
Воспитательные:
— воспитывать в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу;
— воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия;
Коррекционные задачи:
— коррекция грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных (по материалу: дерево, резина, металл)); — коррекция слухового и зрительного восприятия;
Предварительная работа:
— чтение русских народных и авторских сказок, работа с иллюстрациями по сказкам, загадывание загадок о сказочных персонажах и сказочных предметах, игры-пантомимы, театрализованные игры.
Материал:
— телевизор, игрушка Буратино, картинки с изображением эмоций, волшебный сундучок, мольберт, клубок ниток, яблоня с яблоками, сказочное письмо, разрезные картинки к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть», иллюстрация с изображением сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», магниты на каждого ребенка, тарелочки на каждого ребенка с водой, мелкие металлические, пластмассовые и деревянные предметы.
Ход квест-игры:
Дети заходят и становятся в круг.
Воспитатель:
Здравствуй, дружок!
Здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок.
Давай улыбнемся и скажем:
«Привет!»
Солнцу привет!
Гостям всем привет!
(дети слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стулья)
Воспитатель: — Сегодня я нашла в книжном уголке необычный сундучок. Но что же в нем? Где же ключ от него? Может быть он в конверте?
Воспитатель открывает конверт, достает из конверта письмо.
— Ребята, это письмо от Буратино. Карабас – Барабас закрыл его в сундуке. Буратино просит нас помочь ему выбраться из сундучка, а ключик от сундучка нам поможет найти сказочный клубок.
Воспитатель находит клубок.
— Вы готовы отправиться на поиски ключа, чтобы помочь Буратино.
Воспитатель наматывает нить на клубок и останавливается перед деревом с загадками.
1 задание.
Воспитатель: — Ребята, клубок привел нас к яблоньке. Давайте посмотрим, может быть под яблонькой ключик?
Дети ищут ключик, и не находят.
Воспитатель: — А вы знаете, в каких русских народных сказках встречается яблонька?
Ответы детей (р. н. с. «Крошечка – Хаврошечка», р. н. с. «Гуси – лебеди»)
Воспитатель: — Посмотрите, а яблочки на ней не простые, а с загадками.
Игра «Помогите!»
Воспитатель: — Отгадайте герои, какой сказки просят о помощи?
— «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»).
— «Помогите, я разбила яйцо — не простое, а золотое!» («Курочка ряба»).
— «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»).
— «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»).
— «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»).
— «Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди»).
Воспитатель: — Молодцы, все вы сказки угадали и названия сказали. Но ключика нет. Отправляемся дальше в путь.
В путь – дороженьку идем, и клубочек мы несем. Может быть здесь спрятан ключик?
Дети ищут ключик, и находят разрезную картинку к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
2 задание.
Воспитатель: — И здесь ключика нет.
Дети находят разрезные картинки из сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Воспитатель: — Клубочек нас привел в сказку, но она рассыпалась, давайте ее соберем и посмотрим, в какую же сказку нас привел клубочек?
(Дети собирают картинку на магнитном мольберте).
Воспитатель: — Картинку, из какой сказки вы собрали?
Дети: Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Воспитатель: — Правильно. Это сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Мы так долго за клубочком ходили, свои ножки утомили. Может быть, отдохнем? А пока мы отдыхаем, мы немножко поиграем.
Дети садятся на стульчики, на экран телевизора выводится дублирующая картинка, которую собрали дети.
Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику и словесную игру.
Воспитатель: — Я буду называть героя сказки, а вы будете в него превращаться.
Артикуляционная гимнастика.
Пузырь – надуть щеки.
Соломинка – втянуть щеки.
Лапоть – открыть рот, губы буквой О.
Воспитатель: — А сейчас надо быть очень внимательным.
Словесная игра «Да – нет»
Лапоть легкий, а пузырь тяжелый (нет) ——— почему?
Пузырь трусливый, а соломинка смелая (да) ——— почему?
Пузырь сплели, а лапоть надули (нет) ——— почему?
Соломинка переломилась, а пузырь лопнул (да) ——— почему?
Воспитатель: — Ну вот, мы и вспомнили еще одну сказку. Как она называется?
Дети: «Пузырь, соломинка и лапоть»
— А сейчас перед дальней дорогой разомнемся, наберемся сил и пойдем дальше.
Физминутка.
Это тоже я могу.
— Кто, скажите, может дети, повторить движенья эти?
— Руки вверх я подниму ………………………………. это тоже я могу
— Вправо – влево разведу …………………………….. это тоже я могу
— И, как птица, полечу ………………………………… это тоже я могу
— Головою поверчу ……………………………………. это тоже я могу
— А потом присяду, встану, и нисколько не устану………………это тоже я могу
— Я попрыгаю немного ………………………………. это тоже я могу
— И пешком пойду в дорогу …………………………. это тоже я могу
— Если надо побегу …………………………………. это тоже я могу
— Все на свете я смогу!
Воспитатель: — Бедный Буратино, томится в сундуке. Надо его спасать, ключик идти искать.
Воспитатель наматывает нить и приводит детей к следующему заданию.
3 задание
Воспитатель: — Где же ключик?
Дети ищут ключик и находят иллюстрацию к сказке.
Воспитатель: Интересно, а здесь какая сказка нас ждет?
Воспитатель переворачивает картинку.
Воспитатель: Как называется сказка?
Дети: «Крылатый, мохнатый да масляный»
Воспитатель: Клубочек привел в сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»
А вот и сказка появилась.
Дублирующая картинка появляется на экране телевизора.
Дети садятся перед экраном.
Воспитатель: — Крылатый в сказке это кто?
— Мохнатый в сказке это кто?
— Масляный в сказке это кто?
Воспитатель:
Игра «Чья работа»
— Что делал блин до ссоры? (щи варил)
— Что делал блин после ссоры? (на охоту пошел, а лиса ему бок откусила)
— Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила)
— Что делала мышка после ссоры? (щи варила, да ошпарилась)
— Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил)
— Что делал воробей после ссоры? (дрова рубил, да клюв на сторону своротил)
Воспитатель: — Вот так всегда бывает, когда один на другого, кивает.
Ну, а мы с вами молодцы, всегда помогаем друг другу и никогда не ссоримся.
А теперь мы отдохнем и глазками моргнем.
Зрительная гимнастика.
Буратино потянулся, Смотрят наверх
Вправо- влево повернулся, Смотрят вправо — влево
Вниз- вверх посмотрел Смотрят вверх — вниз
И на место тихо сел.
Воспитатель: — Ребята, а нам пора в дорогу. Ниточку мотаем, Буратино выручаем.
Воспитатель наматывает нить, и дети идут за воспитателем.
4 задание:
Воспитатель: — Куда же нас привел клубочек?
Дети садятся за столы. Перед ними лежат предметы (один металлический, другой деревянный).
Воспитатель: — Ребята, что лежит перед вами, из чего сделаны предметы? Из дерева какие – деревянные, из металла какие – металлические.
Ответы детей.
Воспитатель: — А теперь возьмите магнит и поднесите его сначала к металлическому предмету, а потом к деревянному предмету.
Дети исследуют магнит.
Воспитатель: — Что произошло с металлическим предметом? (примагнитился) А с деревянным? (не примагнитился)
Ответы детей.
Воспитатель: — Магнит притягивает только металлические предметы.
Скажите мне, ключи, из какого материала делают?
Ответы детей.
Воспитатель: — Клубочек мне подсказывает, что ключик находится в воде, интересно магнит нам поможет достать ключик из воды?
На столе стоят тарелки с мутной водой. В одной из тарелок находится ключ.
Дети берут магнит и опускают его в тарелку с водой, достают металлический предмет и в одной из тарелочек обнаруживают ключик.
Воспитатель: — Ребята, мы с вами сегодня узнали, что магнит может притягивать металлические предметы даже в воде.
Ну вот, ключик нашелся. Давайте поспешим на выручку к Буратино.
Воспитатель открывает сундучок и достает Буратино.
Рефлексия.
Воспитатель: — В сундучке еще что-то лежит.
Воспитатель достает смайлики – эмоции.
— Ребята, какие смайлики у Буратино?
Дети: — Веселые и грустные.
Воспитатель: — Возьмите себе смайлик такой, какое у вас настроение.
(дети берут смайлики и объясняют, почему взяли именно такой).