Весёлая ярмарка

Сценарий развлечения

«Весёлая ярмарка«

для детей старшего дошкольного возраста

Соломахина Елена Викторовна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 48,

г. Апатиты Мурманской обл.

Цель: приобщение дошкольников к народно культуре.

Задачи:

  • прививать любовь к  Родине;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ и личную причастность к нему;
  • знакомить  с традициями русских  народных праздников;
  • воспитывать духовные качества личности на восприятии народной  музыкальной культуры: частушек, песен, игр  и танцев;
  • развивать   музыкальные  способности.
  • обогащать  словарный запас  дошкольников.

Действующие лица: Скоморох, Цыган, Медведь – взрослые.

Дети в русских народных костюмах.

Зал украшен в народном стиле. Вдоль стен стоят прилавки с товарами, в углу ширма для кукольного театра.

Ход развлечения

Звучит фонограмма русской народной мелодии (рожок).

На ширме появляется Петушок.

Петушок. Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло!

Ку-ка-ре-ку! Утро пришло!

Просыпайтесь! Поднимайтесь!

На ярмарку собирайтесь!

Звучит фонограмма песни «Ярмарка».

В зал заходит Скоморох, проходит по кругу, останавливается перед детьми.

Скоморох. Собирайся, народ,

Вас веселая ярмарка ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

Веселая ярмарка!

Чудесная ярмарка!

И товар продадите,

И себя повеселите!

Под фонограмму песни «Коробейники» дети проходят круг. Торговцы встают к палаткам, остальные дети садятся.

Скоморох (продавцам). Что это вы в такую рань собрались?

Продавцы (вместе). Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Скоморох. Народ собирается, ярмарка открывается!

1 продавец. Эй, честной народ,

Товар у нас хорош и чего тут не найдешь!

2 продавец. Здесь у нас игрушки, трещотки, погремушки!

1 продавец. Есть красивые платки, расписные сундуки.

2 продавец. Уточки, барабаны, дудочки!

3 продавец. Загляните к нам в палатку! Вот конфеты, шоколадки.

4 продавец. Калачи да булочки, крендели да бублички!

Вместе. Матрешки! Платочки! Веночки! Цветочки!

Скоморох. А вы, ребятишечки,

Девчонки и мальчишечки!

Что хотите купить?

Дети. Что мы купим, мы не скажем,

А мы лучше вам покажем.

Дети показывают «товары», а Скоморох и зрители отгадывают.

Скоморох. А кто первым пойдет на базар?

Дети. Назар! Назар!

Девочка выводит за руку мальчика, у нее в руках корзина.

Девочка. Ты, Назар, ты Назар,

Поди-ка на базар.

Купи мне сарафан,

Не долог, не короток.

Не в лес ходить,

Не зайцев ловить.

Назар подходит к прилавку, берет сарафан, подносит девочке, она прикладывает его к себе.

Скоморох. Такой красивый сарафан всегда пригодится.

Девочка кладет сарафан в корзину, берет мальчика за руку, и они садятся.

Скоморох. А на базар еще идут две сестрицы,

Две сестрицы белолицы.

Старшая девочка берет младшую за руку и выходит на середину.

Старшая сестра. А тари – тари – тари,

Куплю Маше янтари!

Останутся деньги –

Куплю маше серьги!

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки!

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки!

Останутся полушки –

Куплю маше подушки!

Скоморох. Ай да сестрица, ай да умница!

А ты, Машенька, попляши, твои ножки хороши!

Девочки пляшут и садятся на места.

Скоморох. Смотрите, бабушка Арина с базара идет!

Выходит девочка, наряженная бабушкой в руках ведро и коромысло.

Ребенок. Уж ты, бабушка Арина,

Ты куда ходила?

Бабушка. На базар ходила,

Себе ведро купила. (Показывает.)

Ребенок. Что дала?

Бабушка. Рубль дала,

Коромысло – полтора.

Дети кланяются и садятся.

Скоморох. Посмотрите, а чей там мальчик на лошадке скачет?

На «лошадке» скачет мальчик Елизар, к нему подходит ребенок.

Ребенок. — Кто ты будешь?

Елизар. — Елизар!

Ребенок.-  Куда едешь?

Елизар. — На базар.

Ребенок. – Что везешь?

Елизар. – Рожь.

Ребенок. – Что возьмешь?

Елизар. – Грош.

Ребенок. — Что купишь?

Елизар. – Блин.

Ребенок. – С кем съешь?

Елизар. – Один.

Ребенок. – Не ешь один, не ешь один!

Скоморох. Эх, я бы тоже от блинчиков не отказался. А вот и тетушки две на ярмарку спешат.

Выходят две девочки.

1 девочка. Тили – тили, Макарьевна.

2 девочка. Тили – тили, Захарьевна.

1 девочка. Тили – тили, куда пошли?

2 девочка. Тили –тили, на рыночек.

1 девочка. Тили – тили, что купить?

2 девочка. Тили – тили, подарочек.

1 девочка. Тили – тили, кого одарить?

2 девочка. Тили –тили, кухарочек.

Кланяются и садятся.

Скоморох. А вон козлик серенький с базара бежит.

Выбегает мальчик в шапочке козлика, в руках коса.

Ребенок. Козлик на базар ходил,

Козлик косу купил.

— На что тебе коса?

Козлик. – Мураву – траву косить.

Ребенок. – На что траву косить?

Козлик. – Доброго коня кормить.

Ребенок. – На что коня кормить?

Козлик. – Дубовый лес возить.

Ребенок. – На что лес возить?

Козлик. – Через реку мост мостить.

Ребенок. На что мост мостить?

Козлик. – В гости к козоньке ходить.

Скоморох. Выходи, народ плясать

Да с козликом играть!

Танец – игра «Шел козел дорогою»

Скоморох. Ездил батюшка по базарам,

Вернулся домой с товаром.

Выходит мальчик с коробом.

Батюшка. Михайловне – дочке привез я чулочки,

Михайловне – тетке – гребешки и щетки,

Михайловне милой сестрице привез рукавицы!

Михайловне милой жене привез сарафан к весне!

А мишке – внучонку, привез собачонку!

Носик торчком, хвостик крючком, ма-а-а-ленькая!

Скоморох. И все?

Батюшка. А еще привез чайку и головку сахарку!

Песня «Поехал наш батюшка»

Скоморох. Смотрите! Вдоль ярмарки в конец

Шел удалый молодец.

Соколом пролетал,

Соловьем присвистывал.

Давайте играть да селезня наряжать.

Игра «Селезень»

Скоморох. Шире круг, шире круг,

Расступитесь все вокруг!

Развеселый выйдет пляс

Здесь ярмарка у нас!

Танец «Курочка»

Дети садятся.

Скоморох. Занимайте места!

Театр открывается,

Представление начинается!

Кукольный театр «Фома и Ерема»

Показывают дети.

Под веселую музыку на ширме появляются куклы.

Вместе. А вот и мы оба, Фома да Ерема!

Низко поклонились, колпаки свалились!

Колпак надеваем, снова начинаем!

Мы пришли к вам, Фома да Ерема!

Людей посмотреть, себя показать!

Да небылицы рассказать!

Ерема. Подвинься!

Фома. Нет, ты подвинься!

Ерема. Фома – вредный, голос – медный!

Сам с кувшин, голова с аршин! (Смеется.)

Фома. Шутку любишь над Фомой?

Так люби и над собой!

Ерему поднимали – животы надорвали! (Отвернулся.)

Ерема. Начинай!

Фома. Нет, ты начинай!

Вместе. Как у нашего Данилы разыгралася скотина!

Овцы – в донцы, тараканы – в барабаны,

Утки – в дудки, сверчки – в смычки,

Комары —  в котлы,

Козел пляшет – ножкой машет.

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять!

Бух! Бух! Бух! Бух! Захватило, братцы дух!

Ух! Ух! Ух! Ух! Попляши, Фома, за двух! (Оба пляшут, дети хлопают им, кланяются и уходят.)

Скоморох. Развеселили всех Фома и Ерема, выходите, покажитесь, да низко народу поклонитесь. (Куклы снова появляются на ширме и кланяются.)

— Ну а мы чем хуже Фомы да Еремы, тоже народ позабавим да с душой поиграем.

Оркестр «Из-под дуба»

Под музыку «Цыганочки» в зал заходит цыган с Медведем.

Цыган. Раступись, народ честной,

Идет медведюшко со мной!

Я цыган – вожатый Федя

Покажу сейчас медведя.

Знает много он потех,

Будет шутка, будет смех!

— Ну–ка, Мишенька, поклонись честным господам да покажи свою науку, чему в школе тебя научили, каким разумом наградили!

Медведь раскланивается.

— А как красные девицы – молодицы белются, румянятся да в зеркало смотрятся?

Медведь прихорашивается, смотрясь на свою лапу.

— А как стрелец лук натягивает да в яблоко с трехсот аршин попадает?

Медведь берет палку, пытается ее согнуть, долго прицеливается, с трудом натягивает тетиву и «стреляет» да так, что падает.

— А как солдаты маршируют?

Медведь с палкой – ружьем вышагивает, косолапя и спотыкаясь.

— А как малые дети лазали горох воровать? Где сухо – на брюхе, где мокро – на коленях.

Медведь ползает то на животе, то на коленях.

— А как бабушка Ерофеевна блинов напекла, да так, что сослепу руки обожгла да от дров угорела?

Медведь «лижет» лапы, мотает головой.

— Ну-ка, мишка милый мой,

Поскорей частушки спой!

Медведь рычит, качает головой.

— Я с тобою бился, бился, а чему ты научился?

Скоморох (детям). Научите мишку петь.

— Ну, давай учись, медведь!

Дети встают на частушки.

Частушки

Мальчики. Это что здесь за деревня,

Молодицы  тут живут?

Говорят они хромые

Как медведицы поют.

Девочки. Мы свою деревню знаем,

Но не скажем, где живем,

Мы не ходим, а летаем,

Как соловушки поем.

Мальчики. Хорошо поют в деревне,

Ни минуты не молчат.

А коровы в той деревне

Все неделями мычат.

Девочки. До чего коровы любят,

Как хозяюшки поют,

И под песенку коровы

Сливки с маслицем дают.

Цыган. Покажи-ка всем, медведюшка как Дуняша в круг заходит да, лихо пляшет.

Медведь надевает платок, берется за концы и выходит танцевать.

  1. Идет вперевалочку.
  2. Кружится.
  3. Выставляет ноги вперед.
  4. Кружится и садится на пол.

Цыган. Уморился, отдохни да вздремни. (Медведь ложится.)

Цыган жестом подзывает детей подойти к медведю. Они тихонько подходят, боясь его разбудить. Медведь неожиданно вскакивает и гонится за детьми.

Цыган зовет его к себе, говорит,  что представление закончено. Они прощаются и уходят.

Скоморох. Карусели, карусели – закружился, стар и мал.

Кто на них не покатался, тот полжизни потерял.

Скоморох приглашает детей покататься.

Карусели, карусели!

Круг за кругом хоровод!

Все успели, все уселись?

Приготовились, вперед!

Игра «Карусель»

После игры дети встают врассыпную.

1 ребенок. Ах, ярмарка – кутерьма!

Ах, ярмарка свела меня с ума!

2 ребенок. Ярмарка только раз

В круглый год гостит у нас – не частенько!

Повеселились, порезвились мы хорошенько!

3 ребенок. Помните – припоминайте ярмарку нашу!

Пеструю, горластую, веселую да разудалую!

Веселый перепляс

Скоморох. Все товары распродали,

Спели песни, станцевали

И нисколько не устали.

Но пора нам расставаться,

Нашей ярмарке закрываться!

Под фонограмму песни «Ярмарка» все выходят из зала.

Литература:

Г. П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста», г. Москва, издательство «Аркти», 2003.

Г. П. Федорова «На золотом крыльце сидели», СПб., издательство «Детство – Пресс», 2003.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.