Логопедическая ритмика
«Весёлый огород»
Максименко Ольга Леонидовна,
учитель-логопед МБДОУ № 25,
Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
— развитие слухового внимания и зрительной памяти;
— совершенствование общей и мелкой моторики;
— выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
— развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Ход логопедической ритмики:
Звучит «Осень милая, шурши»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем необычное занятие, которое называется «Весёлый огород». Вы, конечно, все знаете, что такое огород? И названия разных овощей, что растут на огороде? Что ж, отправляемся на огород.
А огород находится далеко, предлагаю поехать на паровозе.
(использовать плоскостной макет паровоза)
- Распевка «Паровоз» (хлопают по показу логопеда)
Едет, едет, паровоз,
Па-ро-воз, па-ро-воз. |
На 1-ую сточку дети распеваются в быстром темпе
На 2-ую строчку – 3 хлопка |
Он вагончики повёз,
Он по-вёз, он по-вёз. |
На 1-ую сточку дети распеваются в быстром темпе
На 2-ую строчку – 2 хлопка |
Паровоз гудит: «У-у-у,
Я ве-зу, я везу!» |
На 1-ую сточку дети распеваются в быстром темпе
На 2-ую строчку – 6 хлопков |
Логопед: Но вот дорога закончилась, впереди лишь тропинка видна. Давайте пойдём по тропинке, она нас выведет к огороду.
- Движение под музыку «Тропинка»
Шагать, касаясь рукой одноименного колена.
По тропинке, по дорожке,
Пробежали чьи-то ножки,
Чьи-то ручки что-то взяли,
Чьи-то пятки замелькали.
- Речь с движением «Наш огород»
Музыкальный руководитель:
Мы пришли на огород, (ходьба на месте)
Сколько здесь всего растёт!
Вот созреют очень скоро (хлопки)
Огурцы и помидоры («колечки» из пальцев)
И большой кочан капусты – (круг из рук перед собой)
Белый-белый, вкусный-вкусный (руки вперёд, ладони вверх)
Свёкла, лук, морковь, горох (загибаем поочерёдно пальцы)
И картофель тут неплох! (руки вперёд и сжаты в кулачки, большой палец вверх)
Наш зелёный огород (киваем головой)
Нас прокормит целый год! (руки вверх, движение по кругу сверху вниз).
Музыкальный руководитель: Знаете ли вы, как выглядят овощи и их названия?
Логопед: Отгадайте загадки и найдите картинки овощей (мольберт – карточки)
- Развитие мышления
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста) |
На грядке заплетается,
Растет, растет — старается, Хрустящий молодец, Зеленый… (огурец) |
И зелен, и густ
На грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) |
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)
|
Музыкальный руководитель: Как хорошо вы знаете овощи. Для весёлого огорода заведём хороводы!
- Песня «Огородная — хороводная» В. Можжевелова (хоровод) (использовать шапочки овощей)
1. Есть у нас огород
Там своя морковь растет, Вот такой вышины. Вот такой ширины. |
Ты морковь сюда спеши
И немножко попляши, А потом не зевай, А в корзину полезай. |
2. Есть у нас огород
Там зеленый лук растет. Вот такой вышины Вот такой ширины. |
Ты лучок сюда спеши
И немножко попляши, А потом не зевай, А в корзину полезай. |
3. Есть у нас огород, И капуста там растет! Вот такой ширины, Вот такой вышины! | Ты, капуста, к нам спеши, Ты немного попляши, А потом не зевайИ в корзину полезай! |
Логопед: Все овощи хороши. Скажите ребята, а что же вкуснее из овощей?
- Развитие чувства ритма с элементами пальчиковой игры «Овощи»
Ох-ох-ох – лучше всех горох.
|
Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы |
Ха-ха-ха – это чепуха! | Хлопают в ладоши |
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор, | Хлопают ладонями по коленям |
Овь-овь-овь – сладкая морковь, | Ритмично сжимают пальцы в кулаки |
Ла-ла-ла – вкусная свекла, | Ударяют кулаками по коленям |
Оп-оп-оп – душистый укроп! | Ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх |
Логопед: Мы не будем спорить, что из овощей вкуснее. А просто соберём урожай. Перед работой нужно как следует приготовиться.
- Дыхательное упражнение «Собираем овощи»
Дети делают короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимают ладошки в кулачки — хватательное движение. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Музыкальный руководитель: Ой, а овощи все спрятались, не хотят они, чтобы мы их в корзинку собрали. Что ж и мы с вами поиграем.
- Игра на развитие координации и быстроты движений «Собираем урожай» Звучит минусовка «Урожайная» А.Филиппенко
В двух обручах муляжи овощей. На другом конце зала — корзинки.
Двое детей переносят из обруча в корзину по 1 овощу: кто быстрее.
Музыкальный руководитель: Весь урожай собрали, молодцы! Посмотрите внимательно. Ничего на грядках не оставили?
Слышится плач, всхлипывания.
Логопед: Дети, что это такое? Кто из вас плачет? Откуда слышится этот горький плач? Отсюда? Давайте заглянем. Что там происходит?
За плетнем находят Подсолнух (цветок).
Логопед: Ребята, да это же Подсолнушек! Подсолнух, здравствуй!
Подсолнух «кивает».
Музыкальный руководитель:
Наш подсолнух, словно солнце.
Рады жёлтым лепесткам.
Смотрят семечки в оконца
И подмигивают нам.
А почему ты так горько плачешь? Что случилось?
Логопед: Ребята, Подсолнушек говорит, что весь урожай собрали, а про него на этом огороде забыли. Подсолнушек думает, что он никому не нужен.
Музыкальный руководитель: Что ты, милый Подсолнушек! Никто про тебя не забыл, просто мы с ребятами собирали урожай овощей, а ведь – цветок! Ребята, давайте развеселим Подсолнушек, позабавим.
Подсолнух «кивает».
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, Подсолнушек, веселись вместе с нами. Ведь наши детки самые задорные, самые голосистые. А как они в оркестре замечательно играют, ты только послушай!
- Игра на музыкальных инструментах «Оркестр», украинская народная мелодия (использовать различные шумовые инструменты)
Логопед: Подсолнух хвалит вас, ребята, говорит, что вы – молодцы и настоящие музыканты! Ну вот, урожай на огороде мы собрали, овощи не потеряли, Пора нам возвращаться в детский сад.
- Релаксация (итог)
Дети идут по кругу. Останавливаются, приседают и закрывают глаза.
Логопед: В огороде мы гуляли
Овощи в корзинки собирали
Но теперь пора домой,
В детский садик наш родной!
Раз, два, три, четыре, пять
Глазки будем закрывать.
Пока дети сидят с закрытыми глазами, педагог раскладывает подсолнушки у каждого за спиной.
Логопед: Не ленись и не зевай,
Быстро глазки открывай
Раз, два, три –
Что за спинкой посмотри!
Дети оборачиваются и поднимают подсолнушки.
Музыкальный руководитель: Ребята, наш Подсолнушек дарит вам эти подсолнушки на память о встрече. Давайте поблагодарим его.
Дети говорят «спасибо» и уходят в группу.