В царстве шахматных фигур

Конспект совместной деятельности

 «В царстве шахматных фигур»

для детей старшей группы

 

Попкова Ольга Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 85,

   г. Северодвинск Архангельской обл.

Задачи:

  1. Уточнить имеющиеся у детей знания названий: клеточек шахматной доски – полей; шахматных фигур, пешек; расстановка их на шахматной доске.
  2. Продолжить отработку знаний о ходах пешки, ладьи.
  3. Познакомить с правилами движения коня.
  4. Совершенствовать ориентировку на шахматной плоскости.
  5. Развивать память, внимание, мышление.
  6. Вызвать интерес к игре в шахматы.
  7. Воспитывать личностные качества: целеустремленность, терпение, взаимопомощь.

Словарная работа: Активизировать в речи слова: поля, шахматные фигуры: король, ферзь, слон, конь, ладья; пешка, шахматный турнир.

Предварительная работа: Чтение сказок из книга В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».

Индивидуальная работа: Следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял ходы пешкой, ладьей.

Материал к занятию: Наборы шахмат, шахматные коронки, демонстрационная доска, Шахматная книга, куклы: Аленка и Алеша, корзинка, «волшебный мешочек»

Ход совместной деятельности:

Дети входят в группу через «волшебные ворота», встают полукругом.

Воспитатель: Дети, помните, мы читали сказки  про шахматную страну?

/ ответы детей: да, помним/

— Хотите принять участие в очередном путешествии с Алешей и Аленкой в царство шахматных фигур?

/звучит музыка, дети идут в хороводе, изображая путь в шахматное царство, на окончание музыки дети останавливаются./

Воспитатель: Смотрите:

Поляна. На неё скорей садимся.

Так, вокруг все оглядимся.

Разноцветия тут нет,

Только черно-белый цвет.

Клетки тут везде, квадраты,

Почему же так, ребята?

/ дети: это шахматная страна, шахматные поля/

Воспитатель: Вот мы и в шахматном царстве. Смотрите, Алеша и Аленка нашли мешочек. Открываем, в нем записка: «Шахматное царство заколдовано. Все шахматные фигуры потеряли память. Они забыли как они называются».

— Ребята, вам надо на ощупь найти фигуру в мешочке и назвать её, а затем вытащить из мешочка. Если ответ верный, то фигура расколдована.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Молодцы, фигуры вы почти расколдовали. Алеша и Аленка предлагают вам превратиться в шахматные фигуры и  показать жителям шахматного царства спектакль сказку на новый лад. Надевайте коронки.

 Игра-драматизация Сказка «Шахматный теремок»

Воспитатель: Все довольны представлением. Алеша и Аленка превращают вас в мальчиков и девочек и предлагают провести мини-шахматный турнир. Садитесь  за столы. Перед вами шахматные фигуры на шахматной доске.

Самостоятельная деятельность: «Шахматный турнир»

Алеша и Аленка предлагают провести шахматный турнир.

Воспитатель: Скажите, сколько белых шахматных фигур? Сколько черных?

/Дети: 8 фигур/

Воспитатель: Назовите фигуры. / дети: ладья, конь, слон, ферзь, король/

— Является ли пешка шахматной фигурой? /дети: нет, пешка шахматный солдат/

— Сколько пешек у белого короля? У черного короля? / дети: по 8 пешек/

— Как ходят пешки? / дети: прямо. Сначала на 2 клеточки, а потом на 1 клеточку./

— Как бьет пешка? / дети: пешка бьет наискосок/

— Какие фигуры начинают игру первыми? /дети: белые/

—  Начинаем игру с хода пешек.

/дети делают несколько ходов пешками.

— Что за фигура стоит на краю шахматной доски? /дети: ладья/

— Как ходит Ладья? / дети: ладья ходит прямо вперед и назад, вправо и влево./

— Верно. Ладья может ходить и через одно поле и через два, а то и одним махом преодолевать путь от первой до последней линии. Также она и бьет противника.

— Но ладья ходит только по пустым полям.

— Давайте попробуем сделать ход ладьей, для этого надо расчистить ей путь.

/дети выполняют ход ладьей/

Игровая ситуация «Показ хода шахматной фигуры «конь»

Воспитатель: Предлагаю всем: вам, ребята, и Алене с Алешей  познакомимся с тем, как ходит вот эта замечательная фигура, как она называется? /дети: конь/

-Конь ходит сначала на 2 поля вперед, затем на 1 поле в сторону: скок, скок и вбок.

Прыгнет конь. Подковы звяк.

Необычен каждый шаг.

Буква Г и так и сяк.

Получается зигзаг.

И повадки у лошадки

Необычны и смешны.

Притаится, словно в прятки и скакнет из-за спины.

/показ на демонстрационной доске/

Самостоятельная деятельность: «Как ходит конь?»

Воспитатель:  Алеша и Аленка довольны, тем как вы все запоминаете и выполняете. В следующий раз они нас научат, как ходит шахматная фигура «слон». А нам уже пора возвращаться в детский сад. Дети проходят обратно через «волшебные ворота».

Рефлексия

Воспитатель: Как мы помогли шахматным фигурам? Расскажите и покажите Алеше и Аленке как ходит шахматная фигура «конь»? С какими трудностями вы встретились? Что нового хотите еще узнать об игре «шахматы»?

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.