Конспект совместной деятельности
«В царстве шахматных фигур»
для детей старшей группы
Попкова Ольга Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 85,
г. Северодвинск Архангельской обл.
Задачи:
- Уточнить имеющиеся у детей знания названий: клеточек шахматной доски – полей; шахматных фигур, пешек; расстановка их на шахматной доске.
- Продолжить отработку знаний о ходах пешки, ладьи.
- Познакомить с правилами движения коня.
- Совершенствовать ориентировку на шахматной плоскости.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Вызвать интерес к игре в шахматы.
- Воспитывать личностные качества: целеустремленность, терпение, взаимопомощь.
Словарная работа: Активизировать в речи слова: поля, шахматные фигуры: король, ферзь, слон, конь, ладья; пешка, шахматный турнир.
Предварительная работа: Чтение сказок из книга В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».
Индивидуальная работа: Следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял ходы пешкой, ладьей.
Материал к занятию: Наборы шахмат, шахматные коронки, демонстрационная доска, Шахматная книга, куклы: Аленка и Алеша, корзинка, «волшебный мешочек»
Ход совместной деятельности:
Дети входят в группу через «волшебные ворота», встают полукругом.
Воспитатель: Дети, помните, мы читали сказки про шахматную страну?
/ ответы детей: да, помним/
— Хотите принять участие в очередном путешествии с Алешей и Аленкой в царство шахматных фигур?
/звучит музыка, дети идут в хороводе, изображая путь в шахматное царство, на окончание музыки дети останавливаются./
Воспитатель: Смотрите:
Поляна. На неё скорей садимся.
Так, вокруг все оглядимся.
Разноцветия тут нет,
Только черно-белый цвет.
Клетки тут везде, квадраты,
Почему же так, ребята?
/ дети: это шахматная страна, шахматные поля/
Воспитатель: Вот мы и в шахматном царстве. Смотрите, Алеша и Аленка нашли мешочек. Открываем, в нем записка: «Шахматное царство заколдовано. Все шахматные фигуры потеряли память. Они забыли как они называются».
— Ребята, вам надо на ощупь найти фигуру в мешочке и назвать её, а затем вытащить из мешочка. Если ответ верный, то фигура расколдована.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель: Молодцы, фигуры вы почти расколдовали. Алеша и Аленка предлагают вам превратиться в шахматные фигуры и показать жителям шахматного царства спектакль сказку на новый лад. Надевайте коронки.
Игра-драматизация Сказка «Шахматный теремок»
Воспитатель: Все довольны представлением. Алеша и Аленка превращают вас в мальчиков и девочек и предлагают провести мини-шахматный турнир. Садитесь за столы. Перед вами шахматные фигуры на шахматной доске.
Самостоятельная деятельность: «Шахматный турнир»
Алеша и Аленка предлагают провести шахматный турнир.
Воспитатель: Скажите, сколько белых шахматных фигур? Сколько черных?
/Дети: 8 фигур/
Воспитатель: Назовите фигуры. / дети: ладья, конь, слон, ферзь, король/
— Является ли пешка шахматной фигурой? /дети: нет, пешка шахматный солдат/
— Сколько пешек у белого короля? У черного короля? / дети: по 8 пешек/
— Как ходят пешки? / дети: прямо. Сначала на 2 клеточки, а потом на 1 клеточку./
— Как бьет пешка? / дети: пешка бьет наискосок/
— Какие фигуры начинают игру первыми? /дети: белые/
— Начинаем игру с хода пешек.
/дети делают несколько ходов пешками.
— Что за фигура стоит на краю шахматной доски? /дети: ладья/
— Как ходит Ладья? / дети: ладья ходит прямо вперед и назад, вправо и влево./
— Верно. Ладья может ходить и через одно поле и через два, а то и одним махом преодолевать путь от первой до последней линии. Также она и бьет противника.
— Но ладья ходит только по пустым полям.
— Давайте попробуем сделать ход ладьей, для этого надо расчистить ей путь.
/дети выполняют ход ладьей/
Игровая ситуация «Показ хода шахматной фигуры «конь»
Воспитатель: Предлагаю всем: вам, ребята, и Алене с Алешей познакомимся с тем, как ходит вот эта замечательная фигура, как она называется? /дети: конь/
-Конь ходит сначала на 2 поля вперед, затем на 1 поле в сторону: скок, скок и вбок.
Прыгнет конь. Подковы звяк.
Необычен каждый шаг.
Буква Г и так и сяк.
Получается зигзаг.
И повадки у лошадки
Необычны и смешны.
Притаится, словно в прятки и скакнет из-за спины.
/показ на демонстрационной доске/
Самостоятельная деятельность: «Как ходит конь?»
Воспитатель: Алеша и Аленка довольны, тем как вы все запоминаете и выполняете. В следующий раз они нас научат, как ходит шахматная фигура «слон». А нам уже пора возвращаться в детский сад. Дети проходят обратно через «волшебные ворота».
Рефлексия
Воспитатель: Как мы помогли шахматным фигурам? Расскажите и покажите Алеше и Аленке как ходит шахматная фигура «конь»? С какими трудностями вы встретились? Что нового хотите еще узнать об игре «шахматы»?