Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Занимательная геометрия»
для детей подготовительной группы
Кудреватых Людмила Васильевна,
воспитатель МБДОУ № 73,
г. Мурманск
Задачи
Обучающие:
1. Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур при сравнении фигур по трем признакам (форма ,цвет, размер)
2. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.
3. Познакомить детей с логической таблицей, с понятием строки и столбца таблицы.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление, умение обобщать, сравнивать предметы.
2.Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру, интерес к математике.
2. Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: планета Формадос, жители планеты – формадосцы, трапеция, ромб.
Предварительная работа: введение детей в игровую ситуацию, создание ракет из геометрических фигур.
Материал: наборы геометрических фигур, плакат с геометрическими фигурами (несколько рядов — фигуры расположены в разной последовательности), логическая таблица с одной пустой клеткой, набор цифр 1-5, мяч, прямоугольники двух цветов, два мольберта.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с планетой Формадос и ее жителями. Кто из вас вспомнит, что случилось с жителями этой далекой планеты и как мы им помогли? (Сконструировали ракеты).
Воспитатель: Ракеты мы создавали, используя рамки с геометрическими фигурами.
Дети подходят к стенду с ракетами, идет опрос: из каких геометрических фигур построены ракеты.
Воспитатель: Ребята, формадосцы благодарят нас за помощь! И от них пришло ответное письмо (воспитатель показывает конверт). В этом конверте фотография формадосца, но увидеть ее мы сможем, если выполним все задания, которые прислали наши друзья с другой планеты. Вы согласны?
Воспитатель: И вот первое задание!
Перед вами наборы геометрических фигур (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, овал — разного цвета).
У меня на доске фигуры расположены в ряд (три варианта — фигуры расположены в разной последовательности).
Посмотрите на первый вариант расположения фигур (5-7 секунд) и я убираю, а вы по памяти выкладываете перед собой. (Проверяем и так еще два варианта)
Воспитатель: А теперь сложное задание, но мы с ним обязательно справимся!
Игра «Найди фигуру»
Воспитатель показывает логическую таблицу с одной пустой клеткой. Дети должны подобрать недостающую фигуру из пяти фигур расположенных рядом. (У детей такие же таблицы, пустую клетку они заполняют, рисуя недостающую фигуру).
Анализ таблицы проводим вместе пошагово, знакомя детей с понятием строк и столбцов.
Воспитатель: Рассмотрим верхнюю строчку (строки всегда идут горизонтально).
— какие окна у домиков;
— во второй строчке набор окон должен быть тем же, какого окна не хватает? (Круглого);
— назовите дома с круглыми окнами (это 1 и 4) остальные воспитатель убирает;
— наборы крыш в первой и второй строчках какие? (Одинаковые), а значит в третьей — тот же набор крыш;
— какой домик следует взять? (Четвертый).
Физминутка: Дети встают в колонну по одному.
Передают мяч через верх, прямой счет от 1 до 10.
Передают мяч через низ, обратный счет от 10 до 1
(и наоборот).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь следующее задание.
Демонстрация еще двух геометрических фигур ( трапеция и ромб).
— А на что похожа трапеция?( Варианты ответов).
— А на что похож ромб? (Варианты ответов).
— Теперь попробуем сами вырезать трапецию и ромб из прямоугольника.
1) трапеция похожа на юбочку (срезаем верхние углы).
2) ромб (сгибаем пополам прямоугольник, срезаем углы так, чтобы получить треугольник,разворачиваем. Некоторые дети просто срезают углы, что тоже является решением . Нужно сделать акцент, что у ромба все стороны равны).
Воспитатель: А сейчас задание-соревнование. Разделимся на две команды.
Перед вами мольберты. Вы должны, используя только геометрические фигуры, нарисовать то, как вы себе представляете формадосца.
Один ребенок рисует только одну геометрическую фигуру.
Воспитатель: На старт, внимание, марш!
Когда дети нарисуют поблагодарить их, сравнить их рисунки и открыть заветный конверт с портретом пришельца.
Спросить, какие задания были наиболее сложными, что больше всего понравилось. Подвести к мысли, что математика и окружающий нас мир тесно связаны.