Из опыта работы
«Влияние музыкального фольклора на развитие и воспитание детей первой младшей группы»
Куликовских Наталья Викторовна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 43,
г. Усолье-Сибирское
«Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа»
Г.С. Виноградов
Музыкальный фольклор является эффективным средством для решения проблем воспитания детей дошкольного возраста. Данный факт объясняется позитивным влиянием на личность ребенка через освоение эстетических норм музыкального языка народной культуры и художественных средств других видов искусств. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием.
Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная, которая оставляет самые важные музыкальные впечатления. Так как колыбельную слушают во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты и мотивы. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:
Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щиплют,
Марину забавляют.
И Марина умная
Да очень разумная.
Спи – усни, спи – усни.
Крепкий сон тебя возьми.
В целом, детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка: слушание – восприятие, пение, народная хореография. Цель данной статьи – рассмотреть и проанализировать влияние данных видов музыкальной деятельности на воспитание детей первой младшей группы.
Знакомство с русскими народными песнями и мелодиями начинается с первой младшей группы через такие композиции как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока-сорока” и т.д. Для детей в возрасте от года до трёх лет, данные песни просты по мелодии и понятны по содержанию. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо и с хорошей дикцией. Кроме того, используются звукоподражания для создания яркого образа и формирования эмоционального отклика у ребёнка.
Более того, работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, следует обращаться к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д.
Основываясь на собственном опыте, можно сделать вывод, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. И.С. Белик утверждает, что в развитии речи малышей особенно полезно использование фольклора, а именно: колыбельных, закличек, прибауток и детских песенок. Данные мелодии исторически сложились из интонаций древнего распевного говора и, таким образом, содержат в себе верную акцентировку родной речи.
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. Для ее решения используются различные виды русского фольклора: «Наши уточки с утра: кря-кря-кря…», «…Ко-ко-ко, не ходите далеко». Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, особое внимание было уделено такому виду фольклора, как заклички, колыбельные и скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать: «Солнышко, появись! Красное нарядись!». Противоположным свойством обладают пестушки. Они проговариваются напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите». Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса.
Таким образом, яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры и танца, делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, который оказывает позитивный эффект на результаты обучения.
Выводы
В рамках данной статьи было рассмотрено и проанализировано влияние таких видов музыкальной деятельности, как: слушание – восприятие, пение, народная хореография – на воспитание детей первой младшей группы. На основе проведенного анализа был сделан вывод, что комплексные, гармонизирующие влияние музыкального фольклора, подходы к обучению приводят к перспективности использования данного направления в педагогике. Ребенок, соприкасаясь с лучшими образцами музыкального искусства национальной культуры, и, прежде всего, музыкой своего народа, позитивно меняется в своем поведении, становится духовно обновленным.
Литература:
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Составляли Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1997 – 224с.).
- Знакомим малыша с окружающим миром. Книга для работников дошкольных учреждений (А.Н.Павлова. Просвещение 1987-224с.).
- Ладошки: (Игры для детей и родителей) знание, 1994 – 256с.
- Музыка – детям: Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада (составляли С.И.Чешева, А.П.Николаичева. Просвещение 1985 –144с.).
- Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов (М.А.Михайлова, Е..В.Гарбина – Ярославль: “Академия развития”, 1996 – 240с.).