
Детский дизайн в последнее время становится популярным направлением развития дошкольников в условиях детского сада. Это вид художественной деятельности, посредством которой ребенок украшает и благоустраивает окружающую предметную среду.
В дизайн-деятельности развиваются:
— образные представления (образное мышление, воображение и др.);
— личностные качества (самостоятельность, инициатива);
— умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом;
— мелкая моторика;
— сенсорика (чувство цвета, формы);
— художественно-эстетические представления.
Задачи:
- Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
- Развивать художественно-эстетический вкус.
- Развивать самостоятельность и инициативу.
- Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Работу проводят в нескольких направлениях:
Первое направление: благоустройство игровых зон и центров в группе. Посредством игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр можно украсить кукольный уголок – вылепить посуду для кукол, нарисовать картину в уголок, вырезать коврик, сделать коробочки, подставки и другое.
Второе направление: оформление группы и помещений детского сада к праздникам и театрализованным мероприятиям. Дети будут оказывать посильную помощь в изготовлении декораций, костюмов, атрибутов, сувениров, подарков; в рисовании элементов украшения (цветочков, флажков и т.д.)
Основные методы и приемы работы:
— наблюдение в природе и окружающей среде;
— активизация внимания дошкольников на форме, цвете, материале предметов и объектов;
— активизация внимания дошкольников на композиции и замысле художественного произведения;
— демонстрация и рассматривание образцов художественного творчества;
— обыгрывание готовых изображений, поделок, оформлений.
Так как дизайн относится к художественно-эстетической деятельности, то особое внимание следует обратить на развитие художественного восприятия и эмоциональности, а также на формирование эстетического сознания. О специфике художественно-эстетического развития дошкольников можно прочитать в этой статье.
Педагогическая ценность заключается не только в том, что дети изготавливают какие-то предметы, но и в том, что впоследствии они применяют эти предметы в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда, у них формируется эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна. Пишу программу для кружка «Детский дизайн». Посоветуйте, пожалуйста, на что обратить большее внимание?
Татьяна, в программе очень важно указать технологию реализации программы: принципы, формы и методы работы с детьми, перспективное планирование, планируемые результаты, мониторинг.
Спасибо большое.
Добрый вечер Бэла Геннадьевна. Можно ли сформулировать тему для основного направления деятельности в межаттестационный период: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством детского дизайна». Формулировки «детский дизайн» нет во ФГОС ДО как вида деятельности.
Ольга, честно говоря, тему Вы сформулировали очень грамотно. Можно её оставить и в этом варианте. Но, если нужно обязательно с деятельностью, то только так: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности». А про дизайн упомянуть в задачах.
Большое спасибо!