Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Волчонок потерялся»
для детей средней группы
Соколова Оксана Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 130,
г. Мурманск
Задачи
Образовательные: упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, пополнять словарь детей прилагательными, антонимами, синонимами, однокоренными словами, формировать умение составлять сложные предложения, способы глагольного словообразования.
Развивающие: развивать грамматический строй речи, мышление.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал: игрушки волка, белки, картинки деревьев, искусственные деревья, коврики разной ширины.
Предварительная работа: беседа о диких зверях, речевые игры: «Назови ласково», «Скажем наоборот», «Слова подружились», «Чьи детки?»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята! А хотите прогуляться в лес? Тогда давайте подуем на снежинку и произнесем волшебные слова: «Снежинка кружится, летит, путь в волшебный лес открыт!». Смотрите, наверно, мы попали в лес. Как вы думаете? Что мы можем увидеть в лесу?
Ответы детей: Кусты, деревья, ягоды.
Основная часть
Воспитатель: Ой, смотрите! Кажется, куст шевелится. Подойдем поближе. Смотрите, кто-то выскочил из-за кустика! Кто же это?
Ответы детей: Волк.
Воспитатель: Не бойтесь, он совсем малыш. Ребята, а детеныш волков как называется? Давайте назовем его ласково.
Ответы детей: Волчонок, волчишка, серый бочок, волчонок, волчоночек.
Воспитатель: А кто его мама, папа?
Ответы детей: Волк, волчица.
Воспитатель: А как волка в сказках называют?
Ответы детей: Серый бочок, из – за куста хватыш, серый хвостище.
Воспитатель: Его надо погладить, успокоить, а то он вас сам боится. (Погладили). Какая у него шерсть на ощупь?
Ответы детей: Мягкая, пушистая, густая, теплая.
Воспитатель: А хвост у него какой?
Ответы детей: Длинный, тонкий, мягкий.
Воспитатель: Если длинный хвост, то какой волк?
Ответы детей: Длиннохвостый.
Воспитатель: Посмотрите, какие у него зубы?
Ответы детей: Белые, острые.
Воспитатель: Если зверек с острыми зубами, он какой?
Ответы детей: Острозубый.
Воспитатель: Если с белыми зубами, он какой?
Ответы детей: Белозубый.
Воспитатель: Давайте заглянем ему в глазки. Какие они?
Ответы детей: Добрые, черные, блестящие, ласковые.
Воспитатель: А какое у него настроение, как вы думаете?
Ответы детей: Печальное, грустное, огорченное.
Воспитатель: Давайте спросим у самого волка. Паша, задай вопрос.
Ребенок: Волчок, почему у тебя такое грустное настроение?
Волк (за него говорит воспитатель): Я потерялся и не могу найти свой дом.
Воспитатель: Скажи, Женя, если волчонок потерялся, мы что можем сделать?
Ребенок: Помочь волку.
Воспитатель: А как же тебе помочь?
Волк: Я знаю одного зверька, его надо позвать на помощь, только я забыл, как он называется. Он рыжий, пушистый, на сосну взбирается, шишками кидается.
Воспитатель: Ребята, кто это? (бельчонок). Давайте позовем бельчонка. Ах, вот и он. Посмотрите, какая у него шубка?
Ответы детей: Пушистая, мягкая, длинная.
Воспитатель: Какой хвост?
Ответы детей: Большой, пушистый, длинный.
Воспитатель: А если хвост очень большой, как мы скажем по-другому? Ответы детей: Здоровенный, огромный.
Воспитатель: Что бельчонок умеет делать?
Ответы детей: Прыгать, лазить, скакать, грызть орехи, делать запасы на зиму, сушить грибы.
Физкультминутка:
Поднимайтесь, ручки, вверх, шевелитесь, пальчики!
Так шевелят ушками серенькие зайчики,
Крадемся тихо на носочках, так лисы бродят по лесочку,
Волк озирается кругом, и мы головки повернем,
Теперь садимся тише, тише, притихнем, словно, в норках мыши,
Ходил медведь по лесу, топтался и рычал, хотел он очень меду, а где достать не знал.
Воспитатель: А сейчас бельчонок хочет с вами поиграть.
Проводится игра со словом «прыгать». С показом движений бельчонка на дереве. Дети подбирают приставки к словам. Он с ветки на ветку …(перепрыгивает), с ветки на землю…(спрыгивает), на ветку…(запрыгивает), из дупла…(выпрыгивает), от куницы….(отпрыгивает).
Воспитатель: Дети, мы же должны были у бельчонка что-то спросить, чтобы помочь волку. Спроси, Дима?
Ребенок: Бельчонок, где дом волчонка?
Бельчонок (за него говорит воспитатель): Он находится в лесу? Значит он какой?
Ответы детей: Лесной.
Бельчонок: Если это дом волчонка, как по — другому сказать, чей дом? Ответы детей: Волчий.
Бельчонок: Как называется дом волка?
Ответы детей: Логово.
Бельчонок: Знаю, где логово. Сейчас покажу вам на карте. Вот перед вами две дороги. Чем они отличаются?
Ответы детей: Узкая и широкая.
Бельчонок: Вы идете по этой, какой дороге?
Дети: Широкой.
Бельчонок: Сворачиваете на какую тропинку?
Ответы детей: Узкую.
Бельчонок: Проходите мимо, каких деревьев?
Ответы детей: Высоких.
Бельчонок: Потом идете мимо кустов, каких?
Ответы детей: Низких.
Бельчонок: Идете вдоль речки, где дна не достанете, какой?
Ответы детей: Глубокой.
Бельчонок: Перешагнете через ручеек, в котором мало воды, какой?
Ответы детей: Мелкий.
Бельчонок: И увидите самое высокое дерево, по-другому как сказать?
Ответы детей: Высоченное.
Бельчонок: Вот под ним будет логово.
Дети прошлись по группе по коврикам разной ширины нашли логово: «Ура! Нашли!»
Волк: Спасибо вам, ребята, за помощь. Сейчас приглашу лесных друзей и буду с ними пить чай. А вы, ребята, угадайте кого: пушистая, мягкая – это заяц или белка, длиннохвостый, остромордый – это мышонок или лиса. Почему?
Ответы детей: Белка – какая: пушистая…, мышонок – какой: остромордый…?
Заключительная часть
Воспитатель: Понравилось вам в лесу? А теперь нам пора возвращаться, не будем тревожить лесных зверей. Сейчас мы произнесем волшебные слова: «Дома ждет меня семья, в детский садик нам пора!» и вернемся в группу.