Формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье

физ

 Помимо основных задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо формировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.

Данную тему рекомендуется разрабатывать по трем направлениям

Первое направление —  создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая будет соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.

Что нужно сделать

1. Пополнить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса демонстрационным и дидактическим материал для фронтальных пособий.

2. Разработать наглядно-дидактические пособия «Изучая себя» «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде» и другие.

3.  Оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на современную тематику, например: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи и т.д.).

Второе направление — способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле.

Что нужно сделать

1. Познакомить детей с органами чувств, подвести к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предложить объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво дать детям хорошие понятия, что такое органы чувств.

2. Провести организованную образовательную деятельность на темы «Чудо-нос», «Зачем человеку язык», «Слушай во все уши», «Чтобы глазки видели». Можно предложить воспитанникам с закрытыми глазами рисовать, кушать, надевать перчатки. Таким образом, подвести к пониманию того, как нелегко живется слепым людям. Рассказать, что зрение надо беречь и чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз («Лиса», «Самолет», «Снегопад»). Совместно с детьми организовать экологическую акцию «Будем дышать чистым воздухом!».

3. Познакомить дошкольников с назначением и работой сердца: как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу, как научиться беречь его и укреплять: купаться, бегать, выполнять физические упражнения, закаляться.

4. Познакомить с органами дыхания: «Как мы дышим».

5. Аналогично познакомить детей с системой пищеварения, уделяя особое внимание уходу за зубами, пользе «здоровой пищи», витаминов. Провести занятия на темы «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм». Объяснить, что ни одна часть тела, ни один орган не будет действовать по своей воле, без «приказа» самого главного «начальника» — головного мозга.

6. Вместе с детьми рассмотреть иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовать ситуации-провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?». Рассматривая фотографии спортсменов, спросить: «Почему у них хорошо развиты мышцы?» (Благодаря физическим упражнениям).

7. Использовать различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физминутки, дни здоровья, пальчиковые и дыхательные гимнастики, массаж.

8. Рассказывать детям о том, что такое здоровье и что такое болезнь. В данном случае подойдет анализ и решение проблемных ситуаций, например: «Если человек заболел гриппом, то необходимо…». При помощи карточек-иллюстраций знакомить с ситуациями, опасными для здоровья (с обязательным анализом этих ситуаций).

9. Пополнять знания детей о работе врачей: терапевта, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья».

10. Знакомить воспитанников с правилами поведения при травмах.

Третье направление – сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Что нужно сделать

1. Предлагать проблемно-игровые ситуации, формируя при этом практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи:

— если я поцарапал руку, то…

— если я промочил ноги, то…

— если озябло лицо на морозе…

— если я перегрелся на солнце …

2. Включать в образовательную деятельность:

 — дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал», «Вредно — полезно»;

— наглядные пособия «Мои органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусно и полезно»;

— игровые упражнения «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и другого ребенка», «Как выглядит здоровый человек?»

— игровые занятия-путешествия типа: «Зачем человеку нос», «Хорошо – плохо»;

— логические задачи «Если бы у человека не было ушей…»;

— сюжетно-ролевые «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения»;.

3. Систематически использовать проблемные вопросы и задания, например:

—  Почему нельзя есть грязными руками?

— Можно ли есть и одновременно играть с животными?

— Почему руки можно назвать «рабочими инструментами» человека?

— Что мы делаем с помощью рук и ног?

— Для чего человеку нос?

— Как путешествует воздух по организму?

— Почему важно дышать чистым воздухом?

— Можно ли не дышать? Почему?

— Почему сон называют лучшим лекарством для человека?

— Как может отразиться на здоровье человека неправильный режим дня?

4. Отображать полученные знания в продуктивной деятельности (рисование, изготовление атрибутов и пособий).

Результатом осознания ребенком ответственности за свое здоровье будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, а именно  готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.