Волшебный клубочек

Тематический день «Волшебный клубочек»
(игры с мячом)
для детей младшей группы

Буркова Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 104,
г. Мурманск

Первая половина дня

Непосредственно образовательная деятельность

Физическое развитие:
«Игры с мячом»
Цель: познакомить детей со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание, бег за мячом), помочь детям в играх и упражнениях с мячом, развивать ориентировку в пространстве, регулировать глазомер, ловкость.

Совместная деятельность взрослого и детей (подгрупповая)

Утренняя гимнастика с мячом.
Беседа «Мой весёлый звонкий мяч».
Цель: Дать знания о разных видах мяча, о форме мяча, размерах, как играют в мяч; расширить словарь; воспитывать интерес к упражнениям с мячом.
Словесная игра: «Как можно играть с мячом?», «Съедобное не съедобное».
Подвижные игры «Мяч в кругу», «Красный, синий, кто за ним?»

Совместная деятельность взрослого и детей (индивидуальная)

«Попади в цель», «Сбей кеглю» Цель: развивать двигательную активность детей, глазомер, координацию движений, умение действовать по сигналу.
«Найди, что спрятано?», «Найди своё место».
Цель: развитие зрительной памяти, ориентировки в пространстве.
Дидактическая игра «Подбери по форме», «Кому какая фигура» (цвет, форма, величина).

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание картинок (по беседе «Мой веселый звонкий мяч»).
«Собери целое» развитие зрительного анализа и синтеза.
«Найди пару» развитие зрительной памяти, внимания.
Атрибуты для подвижных игр.
Игры с мячами разного размера.
Пополнить уголок художественного творчества – карандаши, восковые мелки, трафареты, раскраски.

Подвижные игры на прогулке:

«Веселый мячик», «Ловишка с мячом»; «Целься вернее», «На другой бережок», (упражнять детей в бросании в горизонтальную цель, развивать глазомер, ловкость и координацию движений), « Охотники и зайцы».

Вторая половина дня

Непосредственно образовательная деятельность

«Художественно-эстетическое развитие»
Лепка «Разноцветные мячи» (пластилинография).
Цель: учить создавать выразительный образ предмета – «мяча» посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости.

Совместная деятельность взрослого и детей (подгрупповая)

Чтение стихов С.Я.Маршак «Мой веселый звонкий мяч»; загадок о мяче.
Пальчиковая гимнастика «Мяч».
Д/и «Что для чего?» Закреплять знания о спортивном оборудовании.
Д/и «Что бывает круглое?» Расширять знания об окружающем мире.
Игра малой подвижности «Пузырь»

Совместная деятельность взрослого и детей (индивидуальная)

Игровое упражнение «Брось — поймай», «Поймай и прокати» — упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками.
Игровое упражнение «Попади в ворота», «Поймай и прокати»
Цель: формировать умение прокатывать мяч в ворота.
Д/упражнение «Что я делаю?».

Самостоятельная деятельность детей

Книжный уголок – книги о мячах.
Игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.
Игры с массажными мячиками.
Внести плоскостной театр, театр масок, пальчиковый театр по сказке «Колобок».
С/р игра «Детский сад».

Формы работы с родителями:

1. Беседа «Развитие физических качеств у детей в играх с мячом».
2. Наглядная информация «История возникновения мяча», «Игры с мячом дома и на улице».
3. Папка передвижка «Виды мячей».
4. Папка «Игры нашего детства».
5. Чтение стихов о мячах С. Маршак, Г. Ладонщиков, А.Барто.

Приложение

Пальчиковая гимнастика «Мяч»
Я мячом круги катаю (катаем мяч между ладонями круговыми движениями)
Взад-вперёд его гоняю (гоняем мячик между ладонями)
Им поглажу я ладошки (гладим ладошку мячиком)
А потом сожму немножко (сжимаем мяч ладошкой)
Каждым пальцем мяч прижму (поочерёдно прижимаем пальцы к мячу)
И другой рукой начну (то же самое другой рукой)
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук (изображаем подбрасывание мяча из руки в руку).

Утренняя гимнастика:
1. “Спрячем мячик”.
И.п. широкая стойка, мяч перед грудью в прямых руках; 1 – спрятать мяч за голову, 2 – и.п. – “вот” – 4 раза.
2. “Неваляшка”.
И.п. широкая стойка, мяч положить на голову и крепко его удерживать; 1 – повернуться вправо, 2 – и.п., 3 – повернуться влево, 4 – и.п. – 4 раза.
3. “Часики”.
И.п. широкая стойка, мяч прижат к груди, локти разведены в стороны; 1 – наклон в сторону “тик”, 2 – и.п. “так” – 4 раза.
4. “Покатаем”.
И.п. сидя на коленях, мяч на полу перед собой; прокатить один раз вокруг себя в одну сторону, затем в другую – 2 раза.
5. “Карусель”.
И.п. сидя на полу, мяч зажат коленями, руки в упоре сбоку; удерживая мяч коленями и отталкиваясь руками сделать полный оборот вокруг себя в одну, затем в другую сторону.
Игра на дыхание “Надуем шарик”.

Гимнастика после дневного сна:
Детки проснулись, потянулись!
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 — потянуться правой рукой и левой ногой.
2 — И.п.
То же с другой руки и ноги.
А теперь возьмем наши любимые мячи. Воспитатель раздает детям мячики.

Комплекс ОРУ с мячами:
1. Упражнение для мышц плечевого пояса.
И.п.: Сидя в кроватке. Мяч в двух руках, руки прямые перед собой.
1–2 – мяч вверх, руки прямые, 3 –4 – И.п.
2. Повороты
И.п.: на кроватке, сидя на коленях, руки прямые с мячом перед собой.
1– Поворот вправо, 2 – И.п.,
3– Поворот влево, 4 – И.п.
3. Упражнение на пресс.
И.п.: Лежа на спине в кроватке, руки с мячом вверх, ноги вместе прямые.
1– поднять прямые руки, поднять прямые ноги, достать мячом носочки. 2 – И.п.
4. Прыжки (возле своей кроватки)
И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди.
Прыжки на месте.
Бег за воспитателем в колоне по одному в групповую комнату и обратно.
Мячи сложить в корзину.

Ходьба по массажной дорожке:
1 круг — обычная ходьба
2 круг — внешний свод стопы
3 круг — на носках
4 круг — обычная ходьба

Подвижные игры:
«Ручеёк с мячом»
Дети выстраиваются колонной и передают один мяч по верху, вытянутыми руками. Последний переходит вперёд. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало. Ручеёк бежит наш вниз, ноги шире, берегись!
Вариант:
Дети выстраиваются колонной и передают мяч между ног из рук в руки. Последний бежит вперёд и передаёт снова. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало.

«Ловишка с мячом»
Стрелочкой выбирается ловишка, который берёт мяч и бегает с детьми по кругу. На сигнал «Лови» начинает ловить, задевая мячом. Кого поймают, бежит дальше. После сигнала стоп, поднимают руки те, кого задели.

«Мяч в кругу» (совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза).
Ход: Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч — Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.
Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Весёлый мяч» (развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию).
Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:
Раскатились все мячи, покатились. (дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними).
Вот распрыгались мячи, разыгрались (прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках).
Наши яркие мячи, разноцветные мячи.
В уголок бегут мячи, убегают. (дети бегут на исходную линию).
Там попрятались мячи, отдыхают. (присаживаются на корточки).
Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

Игровые упражнения с мячом для младших дошкольников:
1. «Поиграй со мною в мяч»
Для игры нужен: большой мяч.
Взрослый садится перед ребёнком на четвереньки и предлагает ему сесть так же. Катит мяч к ребёнку, приговаривая:
Ты поймал весёлый мяч,
Ну, верни его, не прячь.
Ребёнок катит мяч обратно. Упражнение повторяется несколько раз.
2. «Лови, кати»
Для игры нужны: флажок и мяч.
Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом. Просит его встать к флажку (расстояние 50 см), показывает, как присесть на четвереньки, и катит ребёнку мяч.
Затем просит его катить мяч обратно.
3. «Оттолкни и поймай»
Для игры нужен: мяч.
Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.
4. «Мяч по дорожке»
Для игры нужны: дорожка и шар.
Взрослый обращает внимание ребёнка на дорожку (Цветная ткань шириной 35—40 см, длиной 0,5—1 м), предлагает ему катить шар по дорожке. Затем катит шар вместе с ребёнком.
5. «Докати мяч до стены»
Для игры нужны: скамейка или стул, мяч.
Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.
6. «Скати с горки»
Для игры нужны: горка и мяч (или шар).
Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мяч (или шар).
7. «Кати, толкай»
Для игры нужны: обруч или мягкий модуль-круг.
Взрослый даёт ребёнку круг среднего размера из мягкого модуля или обруч и предлагает катить, идти за ним и подталкивать.
8. «Попади в ворота»
Для игры нужны: ворота и мяч.
Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем добежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.
9. «Закати мяч в ворота»
Для игры нужны: ворота и мяч.
Взрослый вместе с ребёнком делает ворота (дуга, кегли, тоннель, стульчик и т. п.), затем предлагает ему толкнуть мяч ногой, закатить в ворота.
10. «Подбрось, поймай, упасть не давай»
Для игры нужен: мяч.
Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.
11. «Попади в круг»
Для игры нужны: корзина или обруч и малые мячи или мешочки.
Ребёнок берёт из корзины (можно вместо корзины использовать обруч) малые мячи или мешочки (по два, в правую и левую руки), встаёт на расстоянии 1—1,5 м от корзины в кружок и бросает мяч или мешочек в корзину.
12. «Мой весёлый звонкий мяч»
Для игры нужен: мяч.
Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом, затем показывает, как подбросить и поймать мяч, предлагает повторить малышу. Свои действия сопровождает словами:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
После слов бросает мяч вперёд, просит ребёнка догнать свой мяч, делая вид, что хочет обогнать малыша и первым взять мяч. Игра повторяется снова.
13. «Сбей мяч»
Для игры нужны: верёвка и малый мяч.
На уровне глаз ребёнка подвесить мяч (диаметром не меньше 70 см), дать ребёнку малый мяч (диаметром 8—12 см), встать с ребёнком на расстоянии 1 м от мяча и предложить ему бросить свой мяч в подвешенную цель.
14. «Отбей мяч»
Для игры нужен: надувной мяч (или шар).
Взрослый берёт надувной мяч (шар), бросает его ребёнку, а малыш должен отбить мяч с лёта одной или двумя руками.
15. «Мяч высоко»
Для игры нужен: резиновый мяч.
Ребёнок берёт мяч среднего размера, взрослый предлагает подбросить его как можно выше, поймать от пола и снова бросить.
16. «Смотри, мяч не урони»
Для игры нужен: мяч.
Играть могут 2—3 ребёнка. Взрослый кидает мяч о пол, сопровождая бросок словами «Смотри, мяч не урони». После отскока ребёнок должен его поймать и через отскок бросить взрослому, затем — другому ребёнку.
17. «Брось и лови»
Для игры нужен: большой резиновый мяч.
Ребёнок встаёт на линию, по команде взрослого «Бросай!» бросает мяч вперёд и вдаль, по команде «Лови!» бежит за ним. Ребёнок должен успеть поймать мяч, пока он подпрыгивает после удара о пол.
18. «Забрось в корзину»
Для игры нужны: корзина и мешочек (малый мяч, камешки и др.).
Взрослый предлагает малышу забросить в корзину (диаметром 1 м), находящуюся на расстоянии 1,5 м, мешочек.

Литература:
1. Е.Н. Вавилова Учите, бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1983.
2. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие под ред. Л.В. Шапковой. – СПб, «Детство – ПРЕСС», 2002,160с.
3. Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 3 -4 лет. – М.: Просвещение,1988.
4. http://nsportal.ru
5. http://www.maam.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.