Волшебный мир сказок

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Волшебный мир сказок»
для детей 6-7 лет

Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Пояснительная записка: Данная образовательная деятельность направлена на восприятие детьми 6 -7 лет литературы (сказочных сюжетов), классической музыки и видеоряда (иллюстрации, портреты, картинки). ИКТ позволяют донести до современных детей классические образы, прекрасную музыку, интересный видеоряд.
В процессе деятельности дети узнают музыкальные произведения, читают отрывки из сказок, выбирают нужные портреты композиторов.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мр3-проигрыватель, карточки к дидактической игре; портреты композиторов: П. И. Чайковский, М. И. Глинка, Н. А. Римский – Корсаков, Э. Григ, М. П. Мусоргский; сундук со сказочными атрибутами; иллюстрации В.М. Конашевича; детские музыкальные инструменты, цветы.

Программное содержание: Развивать эмоции, интересы, мышление, вкусы ребенка;  формировать основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

Волшебный мир сказок

СЛАЙД 1. Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его.
Королева: Здравствуйте, ребята, Я – Королева сказок. СЛАЙД 2.
Живу в волшебном лесу. В моем замке со мной живут мои сказки. Вы знаете сказки? Сейчас мы проверим. Я загадаю вам сказки не простые, а музыкальные. Слушайте внимательно.

Звучит «Марш» и «Танец феи Драже» из балета Щелкунчик. СЛАЙД 3.
Дидактическая игра «Узнай и назови» (карточки — елка и волшебная палочка).

Королева: Молодцы, ребята, вы отгадали загадки. Дети, кто написал эту удивительную музыку? Да, это музыка великого русского композитора, жил он более ста лет назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал П.И. Чайковский. Он очень хотел, чтобы его музыку слушало как можно больше людей, и больших, и маленьких. Он хотел, чтобы его музыка была радостью и утешеньем.
Как называется балет, в котором звучат эти музыкальные фрагменты? Правильно, Щелкунчик. Эта же музыка звучит в одноименном мультфильме по сказке Гофмана «Щелкунчик». СЛАЙД 4. (на слайде — изображение Щелкунчика, в мультфильме, в балете, в сказке, иллюстрация).

Королева: Хотите попасть в сказку? Я помогу вам. Для этого надо заглянуть в волшебный сундучок. СЛАЙД 5. (изображение волшебного сундучка).
Достает из сундучка белочку, шлем и крылья.
Попробуйте угадать, кому принадлежат эти сказочные предметы?

Звучит пьеса «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова. Дети называют
первое чудо – белочка (игрушка)

Ребенок: Белочка при всех золотой грызет орех.
Изумрудец вынимает и скорлупки собирает.
Кучки равные кладет и с присвисточкой поет,
При честном, при всем народе «Во саду ли, в огороде».

Звучит «Белочка» (фрагмент). СЛАЙД 6. (иллюстрации из сказки В.М. Конашевича).

Королева: Пушкин называет белочку затейницей (показ иллюстрации Конашевича). И в музыке оперы мелодия песенки звучит затейливо, вьется, изменяется.
В нашей сказке есть и инструменты и оркестр. СЛАЙД 7. (фото русского народного оркестра).
Я предлагаю вам стать музыкантами.

Оркестровка «Во саду ли, в огороде» русская народная мелодия.

Королева: Хотите, еще раз заглянуть в мой волшебный сундучок? СЛАЙД 8. (иллюстрации: «Белочка», «Богатыри», «Царевна-лебедь» — художник В.М. Конашевич).
Чей же это шлем? Правильно, это шлем богатыря.
Ребенок: Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой, разольется в шумно беге,
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(Показать иллюстрацию) – это второе чудо из сказки А. С. Пушкина. Послушайте, как звучит оно в опере Н.А. Римского-Корсакова.

Звучит «Три чуда» — богатыри (фрагмент).

Королева: Музыка сначала передает лишь грозный шум волн на низких звуках. Но вот слышится марш. Это торжественно шествуют 33 богатыря. Хотите, еще раз заглянуть в мой волшебный сундучок? Чей же это шлем? Правильно, это шлем богатыря.

Ребенок: Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой, разольется в шумно беге,
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(Показать иллюстрацию) – это второе чудо из сказки А. С. Пушкина. Послушайте, как звучит оно в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Повторное слушание «Тридцать три богатыря».

Королева: Как звучит музыка? Инструментальная она или вокальная?
Да, музыка инструментальная. Исполняет ее симфонический оркестр.

СЛАЙД 9. (фото симфонического оркестра).

Королева: Я еще раз загляну в волшебный сундучок. Вы не знаете, кому принадлежит эта великолепная корона и крылья? Правильно, эти вещи принадлежат Царевне-Лебедь.
Ребенок: За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава.
Сладку речь то говорит, будто реченька журчит.

Королева: Третье чудо – Царевна Лебедь (показать иллюстрацию Конашевича).

Звучит «Три чуда» (фрагмент) – Царевна-Лебедь.

Королева: Нежная музыка передает голос и плавные движения Царевны-Лебедь. И море тоже успокаивается. Мелодии Царевны-Лебедь звучат, как голос волшебной птицы.
Ребята, подскажите, какой композитор написал сказочную музыку, которая называется «Три чуда»? Кто может показать портрет композитора?

Игра «Выбери портрет». СЛАЙД 10. (на слайде — портреты композиторов: П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова).

Королева: Вы были внимательны и отгадали все загадки, чем же мне вас еще удивить? В сказочном королевстве живут феи. Сейчас вы их увидите.

Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского СЛАЙД 11. (на слайде снежинки, танцующие балерины и снежные хлопья).

Вбегают феи.
1 фея: я фея Танца.
2 фея: я фея Марша.
1 фея: мы рады с вами познакомиться. СЛАЙД 12. (на слайде – фея Танца и фея Марша).
2 фея: мы приготовили для вас свои загадки, а вы попробуйте нас узнать.

Звучит «Марш Черномора» М.И. Глинки. СЛАЙД 13. (кадры из к\фильма «Руслан и Людмила»).

Королева: Вы отгадали. Как звучит эта музыка?
Это злой волшебник Черномор. Уродливый карлик с длинной бородой. Слайд 14. (на слайде – иллюстрации Черномора).
Королева: Черномор хочет понравиться Людмиле: он наряжается в богатые одежды
и идет к Людмиле, окруженный толпой слуг. Вот как описано это у Пушкина:
Безмолвно, гордо выступая,
нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
принадлежала борода!
Вы узнали композитора, написавшего эту музыку? СЛАЙД15. (2 портрета — М.И. Глинка)

Звучит «Шествие гномов» Э. Грига. СЛАЙД 16. (на слайде – иллюстрация ГНОМЫ и портрет Э. Грига).

Королева: В царстве какой феи звучит эта музыка: Феи Марша или Танца?

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. СЛАЙД 17. (на слайде иллюстрация и портрет П.И. Чайковского)

Королева: А это какая фея? Правильно, фея Танца.
Смотрите, какие сказочные цветы, они приглашают вас на танец.

Вальс-импровизация с цветами.

Королева: Какие интересные сказки в нашей чудесной стране.

Звучит «Баба Яга» М.П. Мусоргского.

Королева: Мы попали в незнакомую сказку, она вам ничего не напоминает? СЛАЙД 18. (на слайде иллюстрации «Баба Яга», «Избушка на курьих ножках», портрет М.П. Мусоргского).
Королева: Какие чувства вызывает музыка? Вам знакома музыка про бабу ягу другого композитора? Назовите.
Стало так страшно и неуютно. Возьмите друг друга за руки. СЛАЙД19. (на слайде – дети, держащиеся за руки).
Королева: Я предлагаю спеть песню о дружбе. Пусть радостные добрые чувства вернутся к нам. СЛАЙД 20. (детский рисунок – дружба).

Песня «С нами друг» Г. Струве.

Королева: Какие интересные сказки может рассказывать музыка.
Волшебники – композиторы, написавшие сказочные произведения, которые мы сегодня слушали. Давайте их вспомним еще раз. СЛАЙД 21. На слайде —

Галерея портретов композиторов – сказочников (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, М.И Глинка, Э. Григ).

Вывод: Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные образы классической музыки. Сказка, обогащенная образной, выразительной музыкой, дополненная визуальным рядом и воплощенная в собственном творчестве детей, начинает «звучать» для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов.
Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой способствует развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.