Конспект родительского собрания
«Занимательная математика»
для родителей детей средней группы
Новикова Елизавета Юрьевна,
воспитатель МДОУ №24,
п. Верхнетуломский Мурманской обл.
Задачи мероприятия: Знакомство родителей с содержание курса математики по программе «От рождения до школы», организацией и проведением занимательных математических игр с детьми дома.
Подготовительная работа:
- Анкетирование родителей
- Буклеты для родителей.
- Подборка дидактических игр.
Материал к собранию: различные мелкие игрушки разного количества (погремушки, маленькие мячики, собачки, елочки и т.д.), геометрические фигуры, палочки Кьюизенера, памятки, карточки с цифрами от 1 до 10 (два набора),стульчики по количеству родителей.
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас в нашей школе «Заботливых родителей».
Приятно, что Вы выбрали время, значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.
Сегодня мы предлагаем обсудить вопросы развития элементарных математических представлений у детей младшего и среднего возраста.
Но с начала небольшая разминка для Вас. Вам будут предложены задания на логическое, творческое мышление и пространственное воображение. Все задания непосредственно связаны с математикой. Предлагаем Вам проверить свои математические способности.
- Немного теории
Программа «От рождения до школы», по которой мы работаем с детьми в нашем детском саду, ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса:
– о количественном и порядковом числе;
– о геометрической фигуре;
– о величине, измерении и сравнении величин;
– о пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
Реализуются эти задачи не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в свободной и самостоятельной деятельности (настольные и дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и т.д.), а также и в домашней обстановке.
Поэтому перед семинаром Вам было предложено ответить на предложенные вопросы анкеты, и было выяснено, что большинство семей по возможности самостоятельно занимаются математическим развитием своих детей, в основном конечно мамы. В семьях воспитанников имеются игры для развития интереса и познавательной активности ребенка. И это очень нас радует.
Но мы не будем останавливаться на достигнутом, а продолжим работу в этом направлении, и надеюсь, общими усилиями улучшим наши результаты.
«Поиграй со мной!», — как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся побыть больным или пассажиром.
В игре можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Уважаемые мамы и папы! Математика – это точная наука. И чтобы ваши занятия по обучению ребёнка математике не превратились в школьные уроки, предлагаю вам отправиться в мир математики с помощи игры.
Давайте отправимся в мир математики на поезде.
— Пассажиры возьмите свои билеты и займите свои места согласно указанной цифре на билетах.
Садитесь удобнее, мы отправляемся в путь. А пока мы с вами едем, чтобы не было скучно, немного поиграем…
- Разминка
1 задание
1) На столе 4 яблока. Одно из них разрезала пополам. Сколько яблок на столе? (4)
3) Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, т. к. между ними ночь)
4) У семерых братьев по одной сестре. Сколько сестер? (1)
5) У зайца было 7 морковок. Он съел все, кроме 4. Сколько морковок осталось? (4)
6) Две сардельки варятся 6 минут. За сколько минут сварятся 8, таких же сарделек(6 минут)
2 задание
Задача «Считаем гостей»
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях.
И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали — приполз жук и занял еще одно место.
Вопрос: Сколько было гостей? (8)
3 задание
Задача «Пчелы угощают зверей»
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы: Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим.)
У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)
У кого была самая большая посуда? (У медведя.)
Молодцы, немного размялись.
Пока мы с вами играли в игры, наш поезд прибыл на 1станцию «Математическая полянка».
Сейчас мы перейдем к нашей практической части.
- Математические игры с родителями
Поиграем в игру «Посчитай».
Я показываю предметы, а вы должны посчитать, сколько одинаковых предметов лежит в корзинке.
Молодцы, вы великолепно справились с моим первым заданием.
Игра с мячом « Отвечай быстро»
— Сколько пальцев у человека?
— Сколько углов у прямоугольника?
— Сколько углов у треугольника?
— Сколько углов у круга?
— Сколько огней у светофора?
— Сколько ушей у зайца?
— Сколько у тигра лап?
— Сколько лапок у птицы?
Следующая игра «Найди предмет по форме»
Родители выбирают геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал). Ваша задача найти в окружающем пространстве предметы такой же формы, которую вы выбрали
Родители по очереди называют предметы, выделяя и называя его форму.
Молодцы, поехали дальше.
Эта станция называется « Дни недели». Сейчас мы их с вами повторим и узнаем, чем мы занимались каждый из этих дней.
Физкультминутка «Дни недели»
В понедельник я купался, (махи руками)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (изображаем умывание)
А в четверг в футбол играл, (изображаем отбивание мяча)
В пятницу прыгал, бегал, (прыжки и бег на месте)
Очень долго танцевал, (выставляем носочек вперед — назад)
А в субботу, воскресенье (хлопаем в ладоши)
Целый день я отдыхал (садятся на корточки, засыпают)
— Вы отлично справились с моим заданием. Отправляемся дальше!
— Следующая станция совсем близко. Чтобы на нее попасть, мы пройдём по узкой дорожке. Вставайте друг за другом и идите за мной.
Мы оказались на станции «Геометрических фигур».
Рассаживайтесь по удобнее.
Первое задание:
Формировать умения ориентироваться в наборах палочек Кьюизенера
Материал: цветные счетные палочки Кьюизенера
— Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
— Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
— Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной
— Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
— Выложите голубую и розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов.
— Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.
— Выкладывайте палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
— Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
— Положите синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.
Второе задание: «Сделай фигуру»
— Формируем умение детей составлять геометрические фигуры из палочек;
— Закрепляем названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник);
— Различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал: цветные счетные палочки Кьюизенера
Описание:
Вопросы и задания
– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
– Из остальных палочек сделайте трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Немного теории: «Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. «Палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать многие задачи.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Но у всех наборов единый принцип конструкции:
— все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной 1 см;
— палочки одного размера окрашены одним цветом. В наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные и одна коричневая;
— каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см, следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, то каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т.д
Предлагаю вам буклеты
(Воспитатель освещает содержание памятки).
- Подведение итогов:
Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих математический опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми).
Уважаемые родители. Вам понравилась наша встреча? Как вы думаете, нужна ли Вашим детям в этом возрасте математика?
Хочу Вам еще раз напомнить, что обучение будет эффективным на фоне комфортного эмоционального состояния ребенка и обязательно в игре. Играя, ребенок познает мир, а заканчивая наше сегодняшнее мероприятие, я хочу сказать так: ребенок познает математику.
Уважаемы родители, нам очень приятно работать с вами.
Пусть Ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей. Семейного Вам счастья и до новых встреч. Спасибо за активное участие!