Конспект НОД
«Золотая осень»
в группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ и инвалидностью
(сложный дефект: НОДА, ЗПР, интеллектуальные нарушения)
Яцкова Татьяна Николаевна,
воспитатель ГКП ОКУ ЦППМСП,
отделения от «Колыбели до школы»,
г. Курск
Тема: Золотая осень (обобщение).
Цель: обобщить знания детей об осенних изменениях и явлениях в природе.
Задачи:
Образовательные: обобщение представлений детей об осени, её изменениях, выявление причинно-следственных связей.
Развивающие: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Речевые: расширение и активизация словаря детей по темам: осень, овощи, фрукты, одежда.
Воспитательные: воспитание интереса к осенним явлениям природы.
Интеграция образовательных областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материал (оборудование): игрушка Ёжик, корзина, яркий платок, картины с изображением признаков осени, несколько картинок, с изображением лета и зимы, осенние листочки, муляжи овощей и фруктов , 2 подноса, картинка, с изображением сада и огорода, заготовки тучек (4 основных цветов), прищепки, картинка куклы Маши, осенняя одежда: шапка, куртка, ботинки, клей, салфетки.
Ход НОД:
I. Организационный момент (Дети и родители сидят за столами)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад, меня встретил один знакомый вам зверёк. Он был огорчён тем, что ему не с кем поделиться своими знаниями о чудесном времени года. Живёт он в лесу и видит там, каким волшебным и разноцветным стал лес. Я его пригласила к нам. И он пришёл не с пустыми лапками, а принёс целую волшебную корзину. Хотите узнать, кто это?
Дети: Да.
Воспитатель: А поиграть с ним?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку про него:
Загадка
Он такой со всех сторон колючий, Что на нем иголки просто кучей. Он похож на маленькую горку. Ищет он грибы и тащит в норку. | Носик у него курносый черный, А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся. Это… |
(Появляется ёжик)
Ёжик: Здравствуйте, ребята. Я ёжик — Фыр-фыр. (Здоровается с каждым ребёнком за ручку) Я вам принёс много чудес. Видите, какая у меня большая корзина (Показывает корзину, накрытую платком). Хотите узнать, о чём мы будем говорить?
Дети: Да, конечно.
Ёжик: Тогда, давайте с вами поиграем в игру. Для этого будем использовать, вот это. (Достаёт из корзины разноцветные листья) Что это? Какого они цвета?
Дети: Листья. Красные, жёлтые.
Воспитатель: Правильно. Только осенью у деревьев желтеют листья. Как мы можем сказать об осени. Осень какая? Я начну, а вы продолжите. Осень яркая…
Дети: Разноцветная, дождливая, ветреная, холодная.
Д/и «Листопад»
Воспитатель: Дети, в этой игре, все движения повторяете за мной. Когда я скажу слово «подними», нужно взять в каждую руку по листочку. А сейчас, берём листья и подбрасываем их вверх. Устроим листопад!
Ветер листьями играет (взмахи из стороны в сторону)
То поднимет, то бросает, (поднимаем руки вверх и встаём на носочки)
Кружит в вальсе листопад (кружимся)
Яркой осени наряд (руки в стороны)
С берёзки белой (покачать из стороны в сторону вытянутыми вверх руками)
Листочка быстро полетели (поднять и опустить руки)
А ты нагнись и подними (наклоняются и поднимают листья).
II. Основная часть
1. Работа с иллюстрациями по теме осень
Воспитатель: Молодцы, ребята. Садимся за столы и продолжаем игры с ёжиком.
— Ребята, а в какое же время года, бывает листопад? Посмотрите, внимательно, на картинки, какое это время года? (Каждый ребёнок получает иллюстрации про осень) Почему вы так решили?
Дети: Осень. Жёлтые листья.
Воспитатель: В: Правильно. Только осенью у деревьев желтеют листья.
2. Дидактическая игра Лото «Признаки осени»
Ёжик: Ребята, вы, молодцы! А вот, как вы справитесь со следующей игрой. В моей корзинке лежат картинки. Они все перепутались, а мне хотелось бы узнать, что же происходит осенью. Поможете?
Дети: Да. Хорошо.
Ёжик: Из всех картинок, мы должны выбрать только те, где изображена осень. (Дети дерут по одной картинке из корзинки и проговаривают — это осень или нет)
(Картинки признаков осени: разноцветные листья, дождик и зонтик, тёплая одежда, листопад, птицы улетают на юг)
Воспитатель: В: Умнички, быстро справились.
3. Дидактическая игра «Разноцветные тучки»
Воспитатель: У нашего ёжика, много интересного, давайте посмотрим, что там ещё. (Из корзины достаются тучки, 4 основных цветов и прищепки — 4 основных цветов)
— Что это, ребята?
Дети: Тучки и прищепки.
Воспитатель: Правильно, ведь осенью идут холодные дожди. Давайте каждой тучке, найдём свою капельку.
4. Физминутка «Так капусту мы рубили»
Так капусту мы рубили Попеременные удары ребрами ладоней по столу.
И вот так ее солили. Имитация посыпания солью из щепотки.
Отжимали ручками Сжимание-разжимание кулачков.
И сложили кучкою. Ладошки ребрами скользят по столу к центру.
В банку затолкали, Попеременные удары кулачками по столу.
Крышкой закрывали. Один удар по столу ладонями.
5. Дидактическая игра «Разложи по группам»
Воспитатель: Ёжик, почему ты загрустил?
Ёжик: Я вам нёс показать, чем богата осень в садах и огородах. А они все перепутались.
Воспитатель: Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Посмотрите у меня 2 картинки (вывешиваются на мольберт, называя) сад, огород. Скажите, что растёт в саду?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Что растёт в огороде?
Дети: Овощи.
Ёжик: Какие вы молодцы, всё знаете. А теперь попробуйте разложить овощи на один поднос, фрукты на другой, но, только не должны видеть, что берёте.
Воспитатель: Сделаем, ребята? Покажем, Ёжику, как это делать и назовём плоды?
Дети: Покажем и назовём.
(Дети достают из закрытой корзины, муляжи плодов, называют и кладут на разные подносы.
Овощи: морковь, картофель, капуста, баклажан, перец. Фрукты: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, гранат.)
Ёжик: Ребята, видите, сколько овощей и фруктов нам подарила осень.
5. Пальчиковая игра «Овощи у Зины»
У девочки Зиночки
(дети делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
(сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец!
(показывают большой палец)
6. Дидактическая игра «Одень куклу Машу»
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, много знаете об осени. А вот скажите, что изменилось в одежде людей? Что надевают осенью на голову? На ножки?
Дети: На голову – шапку. На ножки — ботинки.
Воспитатель: И всё? А не замёрзнем ли? Ведь уже не так тепло, как летом?
Дети: Свитер, колготки, брюки, куртку, шарф.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте, нашему Ёжику подарим аппликацию «Оденем куклу Машу»
Дети: Да!
Воспитатель: Каждый получает картинку куклы и вырезанную осеннюю одежду. Возьмём клей и приклеим одежду, в которой она пойдёт на прогулку. Посмотрите и назовите, в чём сейчас одета Маша?
Дети: Брюки, свитер, носки.
Воспитатель: В: В этой одежде, Маша может пойти гулять? Почему?
Дети: Нет. Холодно.
Воспитатель: В: А что нужно надеть?
Дети: Шапку, куртку, ботинки.
Воспитатель: В: Правильно. Нашли у себя одежду для Маши? А теперь возьмём клей и приклеим осеннюю одежду по порядку: ботинки, куртку, шапку.
(Ребята, приклеивают одежду, если испытывают трудность, помогает воспитатель или родители)
III. Рефлексия
Воспитатель: Машу мы одели, а теперь давайте подарим наши работы Ёжику. Они ему будут напоминать о нас.
(Дети вручают аппликации Ёжику)
Ёжик: Спасибо, ребята. Мне с вами было очень приятно и интересно играть. А давайте вспомним, что же осенью бывает. Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть. (Ёжик показывает картинки признаков осени)
Дети: Осенью желтеют листья. Начинается листопад. Созревают овощи и фрукты. Люди одевают тёплые одежды.
Воспитатель: В: Правильно, а вот ещё одна картинка, что она обозначает?
Дети: Птицы улетают на юг.
Ёжик: Всё знаете. Молодцы, но мне нужно отправляться в лес. Меня мама ждёт. А ваши картинки, мне будут напоминать о вас. До свидания, ребята.
Дети: До свидания.