Методическая разработка урока
«Партерная гимнастика для учащихся младшего школьного возраста»
Степанян Каринэ Артемовна,
преподаватель МБУДО ДШИ № 21,
г. Новосибирск
Дата проведения: 17.12.2023;
Год обучения: 1-ый год обучения;
Сведения об участниках: 1 класс;
Возраст: 7 лет;
Предмет: Гимнастика;
Тема: Партерная гимнастика для учащихся младшего школьного возраста;
Цель: Освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики
Задачи:
Обучающая — научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики.
Развивающая — способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставо – связочного аппарата.
Воспитательная — формировать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию.
Тип урока: по форме организации – комбинированный урок;
Материально-техническое обеспечение: оборудованный станком и зеркалами хореографический зал; фортепиано, нотный материал, танцевальная форма.
Межпредметные связи: музыкальная литература
Ожидаемый результат:
— Освоение обучающимися нового учебного материала и закрепление пройденного;
— Проявление детьми коммуникативных умений и навыков, востребованных на данном занятии;
Содержание:
- Введение
- Основная часть
— Методические рекомендации по проведению урока.
— Принципы построения занятия по гимнастике.
— План и ход урока.
— Методическое оснащение.
— Способы организации деятельности педагога и учащихся.
3. Заключение
Введение
Обучение детей хореографии представляет собой разноплановый процесс. На каждом из его этапов должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность обучения. На первоначальном этапе таким ведущим звеном является партерная гимнастика.
В хореографический коллектив приходят дети с разными физическими данными. Некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъем, но узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие прыжка и т.п. Все эти недостатки физических данных методически целенаправленно устраняются на занятиях партерной гимнастики.
Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, отличительной чертой которой является тот факт, что они проводятся на полу, в положении сидя, лежа, на боку, и из различных упоров. Партерная гимнастика – подходит для всех, она не накладывает ограничений по возрасту, полу, уровню физической подготовки. При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка на этих занятиях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя.
Первостепенной задачей преподавателя является развитие профессиональных физических данных ребенка, а также исправление тех недостатков, которые мешают достичь наилучших результатов. Некоторые недостатки могут быть исправлены или даже ликвидированы при правильном использовании соответствующих методик.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей:
— повысить гибкость суставов;
— улучшить эластичность мышц и связок;
— нарастить силу мышц.
При этом поставленная цели достигается без особой нагрузки на позвоночник, без напряжения всего тела, т.к. все упражнения выполняются, лежа на спине, затем на животе при работе конкретной группе мышц, остальные части тела спокойны и расслаблены.
Важно в процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что занятия партерной гимнастикой имеют большое значение для физического развития детей. Упражнения важны для формирования осанки, формирования опорно-двигательного аппарат, для развития органов дыхания, для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости).
На занятиях в хореографической студии ребёнок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, которые ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу комбинаций с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.
Методические рекомендации по проведению урока
1. Тема рассчитана на 2 академических часа.
2. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.
3. К уроку необходима предварительная тщательная работа.
4. Изучение материала урока рекомендуется проводить после тщательного разогрева мышц и растяжки связок.
5. Рекомендуется вести смену видов деятельности.
6. При уроке необходимо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников.
7. Лимитировать физическую нагрузку.
8. Следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий.
9. Обращать внимания на жалобы детей во время занятия.
10. В беседах с родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Принципы построения занятия по гимнастике
Построение занятия определяется 4 условиями:
• соразмерностью отдельных частей занятия;
• подбором упражнений и последовательностью выполнения;
• чередованием нагрузки и отдыха;
• отработка учебных элементов на занятии.
В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия по хореографии может меняться. В среднем основная часть занятия при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.
План урока
Вводная часть урока (5 мин.):
Вход участников в танцевальный зал под музыкальное сопровождение.
Организационный момент.
Объяснение. Технические сведения.
Подготовительная часть урока (10 мин.):
Поклон. Разминка в статичном положениии, затем по кругу (различные виды шагов и бега).
Основная часть урока (60 мин.):
Попеременное исполнение упражнений, выявление основных ошибок.
Упражнения на коврике
Заключительная часть урока (5 мин.):
Основное построение учащихся для выхода из зала.
Подведение итогов урока.
Поклон.
Ход открытого урока
№ п/п | Содержание занятия |
1 | Вводная часть урока Музыкальное сопровождение. Муз. размер 2/4 Построение в четыре колонны шагом с носка; Вступительное слово педагога: Объявление темы занятия; Обозначение целей занятия; Проверка посещаемости. |
2 | Подготовительная часть урока Поклон (муз. размер 3/4) Разминка по кругу — (муз. размер. 2/4): Шаг вперед с носка по I п.; Ходьба на полупальцах / пятках; Шаги на полупальцах с поднятием бедра; Бег «захлёст» / колени к себе; Приставной шаг (галоп); Подскоки; Обычный шаг/ восстановление дыхания. Разминка на середине – (муз. размер 2/4): Упражнение на разогревание рук; Наклоны вперед прямой спиной по 6 поз. ног; Марш, марш на полупальцах, подскоки; Прыжки разных форм. |
3 | Основная часть урока Партерная гимнастика: 1. Исх. п. — сидя, ноги выпрямлены вперед, руки на поясе. Работа стоп. 2. Исх. п. — сидя, ноги выпрямлены вперед, руки выставлены в стороны. А) Сгибание ноги на passe. Б) Сгибание ноги на passe + подъем ноги вверх (выпрямить колено) В) Подъем прямой ноги Г) Подъем прямой ноги + положить в сторону Д) Бросок прямой ноги по 8 раз + схватить и держать + отпустить и удерживать + закачка Все упражнения проделываются с правой и левой ноги поочередно, затем вместе 3. Исх. п. — лежа на спине на предплечьях, ноги на полу вытянуты вперед. А) Подъем двух ног на 45°— далее на весу ножницы в маленькой амплитуде по 6-й и по 1-й выворотной позициям Б) Подъем ноги 45°, затем 90° В) Подъем ноги 45° + закачка Г) Подъем ноги 90° + выше Д) Подъем ноги 90° + положить в сторону на пол Е) Броски ног по 8 раз Упражнения проделываются с правой и левой ноги поочередно Ж) Подъем двух ног 90 + закинуть назад, отрывая таз — коснуться носками пола З) Выход в “березку” через согнутые колени 4. Исх. п. — лежа на боку А) Приведение ноги на passe (выворотно) Б) Passe + выпрямление ноги В) Броски ноги 8 раз — далее поймать ногу и потянуть к себе — отпустить и держать — закачка Комплекс упражнений проделывается с правой, затем с левой ноги. 5. Исх. п. — лежа на животе на предплечьях, ноги вытянуты, и развернуты в 1 — ю позицию. А) Подъем ноги + вытянуть, сократить подъем, затем опустить Б) Подъем прямой ноги + удерживать В) Броски прямой ноги назад Г) Броски ноги в кольцо Упражнения проделываются с правой и левой ноги поочередно 6. Исх. п. — лежа на животе, руки под подбородок, ноги вытянуты. А) Подъем двух ног одновременно Б) Подъем двух ног + развести в стороны, далее собрать и опустить В) Подъем корпуса + работа рук (развести в стороны, выпрямить вперед, опустить под подбородок) Г) Медленный подъем корпуса и ног одновременно, затем подряд + закачка 4 раза и опуститься 7. Исх. п. — лежа на животе, руки выпрямлены вперед. А) Большая лодочка Б) Задержаться корпусом наверху В) Задержаться ногами наверху 8. Змейка 9. Колечко 10. Исх. п. — лежа на животе на предплечьях, ноги вытянуты, работа разноименных рук и ног А) Броски в кольцо Б) Поймать ногу в кольцо 11. Выпрямление колен, вставая на подъемы 12. Исх. п. — стоя в 4 опоры (кошечка) А) Броски прямой ногой Б) Броски в кольцо 13. Складка с вытянутыми стопами + стопы на себя 14. Притягивание ноги к корпусу сидя поочередно и вместе 15. Бабочка 16. Растяжка к правой ноге, к левой ноге, вперед 17. Буква “п” + прогиб корпуса назад 18. Акробатические упражнения (кувырок, колесо, переворот) |
Заключительная часть урока Основное построение учащихся для выхода из зала; Подведение итогов урока; Выставление оценок; Поклон; |
Методическое оснащение
Методы обучения: словесный метод (объяснение, беседа, диалог),
наглядный, практический, игровой.
Особенности занятия:
— структурная гибкость и подвижность занятия;
— сформированная мотивация на получение знаний, умений и навыков;
— обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между
собой и с педагогом.
Способы организации деятельности педагога и учащихся
Коллективный. Выполнение детьми групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый регламентированный порядок занятий дисциплинирует детей, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.
Заключение
Систематические занятия гимнастикой оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие. Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы организации целенаправленного педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать различные методы преподавания.
Итак, в детских хореографических коллективах учебный процесс имеет свои специфические особенности, отличающие его от процесса обучения в профессиональных учебных заведениях:
— значительно меньше объем изучаемого материала;
— ниже уровень требований к способностям и физическим данным учащихся;
— значительно меньше недельная нагрузка у учащихся;
— более дифференцированный подход к учащимся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с учетом возможностей детей;
В процессе работы следует учитывать то, что у ребят, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, и они должны максимально реализовать свои задатки и возможности, обучаясь в системе дополнительного образования.
Используя предмет “Гимнастика” в хореографии как дополнительное действенное средство воспитания, важно выработать у учащихся не только комплекс практических знаний и умений, но и воспитать у них сумму качеств, главное из которых – развитое творческое начало.
Таким образом, обучение технике исполнения и воспитание творческой личности – это две стороны единого процесса, в котором они неразрывно связаны и полностью взаимообусловлены.