Из опыта работы
«Ресурсы реализации парциальной образовательной программы «STEM-образование» для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Чуркина Анна Иннокентьевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 4,
г. Черемхово Иркутской обл.
Современные дошкольники требуют от педагогов дополнительных усилий в организации интересного, захватывающего образовательного процесса, ведь он длится в дошкольных группах в течении всего дня.
Различные технологии, интерактивное оборудование, развивающее трансформируемое пространство, создаваемое в дошкольных группах, привлечение образовательных возможностей социальных партнеров, позволяют решать эту непростую задачу. Но достаточно, ли всего вышеперечисленного? Мы думаем, что нет.
Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях, школах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. Именно STEM-образование соединяет воедино все эти направления.
С 2019 г. в СТЭМ-лаборатории МДОУ № 4, открытие которой состоялось 25 сентября реализуется парциальная образовательная программа «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Занятия по «STEM-образованию» включены в планирование образовательной деятельности.
Для детей от 1.5 до 5 лет занятия включены в совместную деятельность взрослого с детьми в первую либо вторую половину дня.
В старших и подготовительных группах занятия включены в циклограмму непосредственно образовательной деятельности. Продолжительность НОД для детей от 5 до 6 лет составляет не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут 1 раз в неделю. Количественный состав группы не более 9 человек.
Занятия по STEM-образованию проводят в СТЭМ-лаборатории педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по программе «Реализация парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
СТЭМ-лаборатория открыта для детей начиная со 2 младшей группы. Ддля детей раннего возраста педагоги берут необходимое оборудование и проводят занятия в своих группах. Все 6 модулей расположены в едином пространстве, что позволят с легкостью интегрировать образовательные модули и решать задачи программы.
Для реализации парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста» необходим базовый набор оборудования для шести модулей, который определен авторами парциальной модульной программы: дидактическая система Фридриха Фрёбеля, математическое развитие, легоконструирование, экспериментирование с живой и неживой природой, робототехника и мультстудия. Мы расширили оборудование модулей, соблюдая основной принцип СТЕМ-образования. Все модули взаимосвязаны и подчинены общему решению определенной задачи.
Например, в базовый набор системы Фридриха Фребеля мы включили наборы Марии Монтессори.
Модуль «Легоконструирование» в нашей СТЭМ-лаборатории дополнен конструкторами: «Полидрон», «Техно», «Построй свой город», которые способствуют формированию у воспитанников знаний и умений ориентироваться в технике чтения элементарных схем, расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. В дальнейшем полученные знания и опыт они использую в робототехнике.
В робототехнический модуль включены конструкторы Старт- блок и HUNA Junior, которые могут оживить модель, сконструировав электропривод на шестеренках и гусеницах, и управлять им с помощью дистанционного пульта.
С ресурсами образовательных модулей «Экспериментирование с живой и неживой природой» и «Математическое развитие» вас позже познакомят мои коллеги.
Одним из мощных ресурсов, помогающим реализовать Стем-технологию является сетевое взаимодействие.
В рамках сетевого взаимодействия между образовательными организациями Иркутской области мы являемся непосредственными участниками проекта «STEM — ДРУГ IRK». Данный проект разработан на платформе Google и содержит материалы, которые помогают для реализации STEM- образования — это буклеты, технологические карты и конспекты занятий, фото и видео материалы, методические рекомендации специалистов.
Широко известна фраза о том, что «среда –это третий педагог». В нашем детском саду таким педагогом является СТЭМ-лаборатория, куда хотят ходить дети и родители.