Конспект образовательной деятельности и дидактическое пособие
«Мой город»
для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Величко Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, воспитание любви к Родине, патриотических чувств.
Задачи:
Область «Речевое развитие»
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей
Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление
Область «Познавательное развитие»
Расширять знания детей о родном городе
Область «Социально-коммуникативное развитие»
Совершенствовать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы;
• Подбор и рассматривание иллюстраций;
• Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, развивающие игры).
Оборудование: фотографии с достопримечательностями города на липучках, карта России, глобус, цветные карандаши (синий, зелёный, жёлтый), листы бумаги, коврогроф, герб города Заполярный, мяч, д/и «Мой город», пазлы «Профессии на комбинате», цветочки на липучках.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Слово здравствуй, самое лучшее из слов.
Если, скажешь: «Здравствуй», значит – будь здоров! (вместе)
— Здравствуй небо голубое! (Руки вверх, через стороны опустить вниз)
Здравствуй, солнце золотое! (руки скрестить над головой и помахать)
Здравствуй, матушка Земля! (наклон вниз, руки вниз)
Здравствуй, Родина моя! (сложить руки на груди)
1. — Что же означает слово Родина? (Это то место, где человек живёт)
— Как называется планета, на которой мы живём? (Земля) (Показать глобус)
— Подойдите, пожалуйста к столам, возьмите синий карандаш и нарисуйте большой круг. Это наша планета и на ней находится много разных стран.
— А как называется наша страна? (страна, в которой мы живём?) (Россия)
(повесить на доску карту России)
— Возьмите, пожалуйста, жёлтый карандаш и нарисуйте внутри синего круга, круг поменьше. Этот круг будет обозначать нашу страну. Наша страна большая, но у каждого человека есть своя, малая Родина, это то место, где человек родился и живёт. В каком городе мы живём? (Заполярный)
Возьмите зелёный карандаш. нарисуйте внутри жёлтого круга маленький круг и закрасьте его. Это наш город Заполярный, наша малая Родина.
2. — Присаживайтесь, ребята, на стулья. (стулья стоят полукругом напротив коврографа)
У каждого города есть герб. Это герб нашего города. Северное сияние – символ того, что наш город находится на севере.
Рябиновый лист — символ нашей северной природы.
Знак Никель – символ того, что в нашем городе добывают очень важный и нужный металл – никель
Два овала – символ науки и научных открытий.
Посмотрите на карту города Заполярный. (прикрепляю на коврограф). Эти бардовые линии обозначают улицы нашего города. Я живу на улице Бабикова.
-А на какой улице ты живёшь? (ответы детей)
3. — На улицах нашего города находятся дома, в которых мы живём – жилые дома. Но есть ещё и другие здания. А вот какие, нам поможет вспомнить волшебный фонарик.
(Проводится дидактическая игра «Мой город», приложение №1)
-Какое здание на карточке? Для чего оно необходимо в городе? (Дети узнают на карточке городские здания, называют, объясняют для чего оно необходимо. Затем находят фотографию и прикрепляют на коврограф.)
4. Вы хорошо справились с этим заданием! А теперь предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Да –нет». Дети встают в круг.
— Поговорим с вами о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы можете отвечать только ответами «Да» и «Нет». Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопаем руками – да, топаем ногами — нет.
— Переходить улицу на красный свет.
— Рвать цветы на клумбе.
— Сажать деревья и цветы.
— Бросать фантики от конфет.
— Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
— Кричать, шуметь в общественных местах.
— Ломать деревья
— Драться
-Дружить
5. А ещё в нашем городе есть промышленное предприятие – горно-металлургический комбинат. У кого родители работают на комбинате? Кем?
Люди каких профессий ещё работают на нашем комбинате мы узнаем, когда соберём пазлы. (Дети походят к столам, распределяются на пары, собирают пазлы, называют профессию, рассказывают какую работу выполняет человек той или иной профессии)
6. Ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу, что вы знаете и любите свой город, в котором вы живете.
Д/и. «Букет красивых слов»
— Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас скажет по одному красивому слову о нашем городе и прикрепит свой цветок на коврограф.
(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный)
— Вот какой букет красивых слов о нашем городе мы собрали!
— Ребята, скажите какое задание вам понравилось выполнять больше всего (ответы детей).
Приложение №1
Дидактическое пособие «Мой город»»
Цель:Знакомить с родным городом, достопримечательностями города.
Задачи:активизировать речевую деятельность, закреплять умение давать полный развёрнутый ответ.
Дидактическое пособие волшебный фонарик представляет собой набор карточек, состоящих из основы (фотографии зданий, учреждений, достопримечательностей города) и наложенного изображения (карта города), а также фонарика.
Ход игры:
Вариант №1
Педагог показывает карточку.
— Какое здание ты видишь на карточке? (бассейн, почта, школа и т.д.) Для чего необходимо людям в городе? Ответ на поставленный вопрос должен быть полным.
Инструкция:
— Расположи картинку над фонариком.
Вариант № 2
Педагог загадывает загадку про городские учреждения (почту, школу, магазин и т.д).
Ребёнок отгадывает. Проверяет ответ с помощью фонарика.