Из опыта работы
«Развитие предпосылок технического творчества у детей дошкольного возраста посредством использования робототехники»
Чуркина Анна Иннокентьевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 4,
г. Черемхово Иркутской обл.
Современные дети живут в эпоху роботостроения и компьютеризации, поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать у них техническую пытливость мышления, аналитический ум, качества личности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Одним из таких перспективных направлений развития детей дошкольного возраста по техническому творчеству, мы видим направление по образовательной робототехнике, так как эта технология актуальна в условиях реализации ФГОС ДО, позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, дает возможность педагогу формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность, умение работать в коллективе.
Решая данные образовательные задачи, мы используем такие формы и методы, как конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами.
Для эффективной организации занятий в нашей STEM-лаборатории создан кабинет, где занимаются дети старшего дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Данный модуль является ключевым, приоритетным в организации нашей деятельности с детьми и проходит в интеграции с другими модулями STEM- технологии.
В процессе конструктивной деятельности с детьми изготавливаем модели роботов из различных видов конструктора; решаем проблемно-игровые обучающие ситуации; создаем и реализуем детско-родительские исследовательские, творческие проекты.
Алгоритм организации совместной деятельности с дошкольниками состоит из нескольких этапов:
- Конструирование — новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта приведены подробные пошаговые инструкции для педагога и воспитанника.
- Рефлексия и развитие — обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют и конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. Во время рефлексии дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели, проводят презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают ролевые ситуации, используя в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.
- Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает
мотивацию и интерес детей. В своей деятельности используем презентационные площадки технических изделий, подготовка фото-видео отчетов создания моделей, подготовка к конкурсным соревнованиям.
Наше робототехническое направление предполагает дифференцированный подход к организации деятельности и использование различного рода робототехнических наборов:
- Так на первом этапе обучения мы используемс детьминабор-LEGO Education WeDo, который выпускается в двух версиях- базовый «Перворобот» и ресурсный. С помощью него ребёнок может создавать разные модели, как по инструкциям, так и придумывая самостоятельно. В форме игры знакомиться с различными механизмами и даже учиться проектировать. Программным обеспечением является компьютер.
- Далее включаем в работу с детьми базовый набор WeDo 2.0— универсальное образовательное решение, которое содержит наиболее усложненные компоненты- это СмартХаб, электромотор, датчики движения и наклона. Входящее в комплект программное обеспечение для компьютеров и планшетов предлагает простую в освоении среду программирования, а также включает комплект учебных проектов с разным уровнем сложности.
- Особой популярностью у наших воспитанников пользуются такие наборы, как Старт- блок и HUNA, привлекающие внимание яркостью перфорированных деталей со множеством отверстий, что обеспечивает широкий выбор возможных вариантов стыковки деталей между собой, обеспечивая широкие возможности 3 D моделирования объектов. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме- это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни. Построенные модели можно оживить, сконструировав электропривод на шестерёнках и гусеницах, и управлять ими с помощью дистанционного пульта. Это ещё один плюс для детей, так как они получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма и написание программы в планшете или компьютере. В комплекте два пульта управления, что позволяет сразу 2 детям работать с одним набором.
Таким образом, развивая у детей интеллектуальные и творческие способности к наглядному моделированию, мы закладываем фундамент для формирования предпосылок интереса к техническому творчеству, что в свою очередь является важной составляющей при переходе ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду в рамках реализации проекта «Детский сад и школа: преемственность в развитии личности ребенка».
В начале обучения дети пользуются готовыми пошаговыми инструкциями, а затем абсолютно самостоятельно создают авторские модели.
Большое внимание мы уделяем проектной деятельности, которая способствует расширению активного словарного запаса новыми техническими терминами, развитию навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Так в рамках проекта «Ёлочка-красавица» мы транслировали открытый показ НОД для участников областной стажировочной сессии.
На региональном конкурсе «Мой робот» ребята создавали авторские модели по теме проекта «Робот-снегоуборщик»
Особенно запоминающимися и интересными для ребят были проекты «Миссия на Луне» и «Жизнь на Луне». Мы создали макет базы, разработали и запрограммировали авторские модели лунохода Майло, ветреной мельницы, подъёмного крана и спутника.
Данные проекты являлись детско-родительскими и призовыми на конкурсах регионального и муниципального уровня.
На Сибирском технологическом фестивале «РобоСиб-2018» в Иркутске мы получили дипломы победителей в номинации «Креативное программирование», а на робототехническом фестивале «Робо-Весна 2019» заняли достойное II место среди других дошкольных организаций области. Так же свои навыки, таланты и умения в области робототехники ребята демонстрируют и во всероссийских технологических фестивалях и конкурсах на личное первенство («Байкал-робот 2019»).
В Межмуниципальном открытом конкурсе методических разработок педагогов «Мои идеи в робототехнике» я заняла III место в номинации «Дошкольное образование».
Нами намечены дальнейшие перспективы в работе по данному направлению, т.к. робототехника и программирование- это не только очень актуально, но и невероятно интересно!
Начиная с простых механизмов и заканчивая сложными программами, ребенок познакомиться с актуальным направлением робототехники, а также приобретет важный навык и возможно определиться с будущей профессией. Занимаясь с конструкторами ребенок и учится, и играет, получая все необходимые знания.