Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Методические рекомендации

«Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации»

Герасимова Илона Валериевна,

воспитатель МБДОУ №13,

п. Печенга Мурманской обл.

Поступление ребенка в детское дошкольное учреждение – это весьма сложный и тяжелый период в его жизни. В этот момент происходит адаптация ребёнка к новым социальным реалиям (детскому саду), который представляет для него значительные трудности.

Когда ребёнок поступает в детский сад, он впервые сталкивается с необходимостью изменить поведение из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные контакты. Происходит переделка ранее сформированных стереотипов, а несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения, оказывает отрицательное влияние на физиологическое здоровье ребенка. Изменение образа жизни ребёнка приводит к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в беспокойстве и напряженности. Как правило, адаптация, сопровождается следующими явлениями:

  • частые капризы, истерики;
  • ухудшается сон и аппетит;
  • происходит регресс навыков.

Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению — одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей от одного до трех лет оказываются не готовыми к детскому саду. Основными причинами трудной адаптации к условиям дошкольного учреждения выступают: отсутствие режима дня, или режим, несовпадающий с режимом в детском саду, своеобразные привычки ребенка, неумение играть, несформированность гигиенических навыков, отсутствие навыков общения с незнакомыми людьми. 

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужна профессиональная помощь семье, в этой роли выступает детский сад.

В период адаптации воспитателям рекомендуется:

— использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);

— предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

— рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

— создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы;

— использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.

По мнению многих специалистов, способствовать более легкой адаптации может также использование приемов изодеятельности, ведь изодеятельность для ребенка не столько художественно действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства.

Среди критериев благополучной адаптации выделяют: внутренний (эмоциональная удовлетворенность и комфорт) и внешний (адекватность поведения, выполнение требований среды). Адаптационный период включает различные игры и упражнения, которые позволяют  детям взаимодействовать со сверстниками и педагогом, свободно выражать свои чувства и испытывать положительные эмоции.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения социальной среды — приспособление себя к среде и среды к себе — преобразование её.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что процесс адаптации детей к дошкольной образовательной организации имеет целью создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Основная роль в этом процессе принадлежит педагогам и родителями.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.