Конспект образовательной деятельности
«Зимующие птицы»
для детей средней группы
Шемякина Людмила Ивановна,
учитель-логопед ГКДОУ № 34,
г. Невинномыск
Коррекционно-обучающие задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы», формировать представления о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, совершенствовать грамматический строй речи — правильно употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными), обучать повторению рассказа вслед за логопедом по зрительной опоре.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, зрительный гнозис, речевой слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать активность, сотрудничество, бережное отношение к природе.
Оборудование:
— игрушка Буратино,
— Игра «Рассади птичек по местам» — индивидуальные карточки в виде таблицы из 6 квадратов с контурным изображением зимующих птиц в каждом квадрате, отдельные предметные картинки с изображением этих же птиц (на каждого ребенка),
— пронумерованные конверты (от 1до 6) с заданиями,
— игра «Найди пару». «Кто что любит?»- на каждого ребенка, карандаши,
— красочные предметные картинки с изображением воробья, синички, дятла, сороки, снегиря,
— магнитные цифры от 1 до 5.
Предварительная работа: разучивание подвижной игры «Снегири», пальчиковой гимнастики «Кормушка».
Словарная работа: корм, кормушка.
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент (создание эмоционального положительного фона).
Логопед приглашает детей сесть, выполнив задание «Назови ласково части тела птички»:
клюв-клювик, глаз-глазик, перо-…, крыло-…, лапа-…, хвост-….
2. Работа по теме «Зимующие птицы».
Логопед: Сегодня у нас в гостях сказочный герой, догадались, кто это? (логопед выставляет игрушку Буратино). Буратино принес разноцветные конверты, а в них…..что может быть? (ответы детей: письма, картинки..) Логопед: в них интересные игры. Поиграем? (логопед просит разложить на наборном полотне пронумерованные конверты от 1до 6 ,затем дети определяют очередность выполнения игр, опираясь на цифры на конвертах). Какой конверт откроем первым? (конверт с цифрой 1)
Игра №1 «Рассади птичек по местам»
Логопед раздает индивидуальные карточки в виде таблицы из 6 квадратов с контурным изображением зимующих птиц в каждом квадрате, отдельные предметные картинки с изображением этих же птиц каждому ребенку. Логопед: Назовите птиц по порядку. (Дятел, сорока, синица, снегирь, сова, воробей). Какие это птицы? (зимующие)
Запомни место каждой птицы, а потом переверни карточку обратной стороной и заполни пустые клеточки картинками с изображением зимующих птиц, которых ты видел.
Логопед: Молодцы! Внимательные ребята, всех птичек разместили правильно по местам.
Логопед: Какой конверт откроем? (второй)
Игра №2 «Сколько птиц прилетело к кормушке?» (Согласование числительных существительными).
С помощью магнитных цифр и картинок с изображением птиц, дети отвечают на вопрос: «Сколько птиц прилетело к кормушке?»
1 воробей, 2 синички, 3дятла,4 сороки,5 снегирей
Логопед: Вы настоящие математики, смогли правильно назвать цифры и посчитать птичек!
Какой конверт следующий? (3 конверт).
Игра №3. Пальчиковая гимнастика « Кормушка». (Развитие мелкой моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи).
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают кулачки
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями
Две синицы, воробей, Загибают по одному пальчику
Шесть сорок и голубей. На обеих руках, начиная с
Дятел в пестрых перышках, мизинца.
Всем хватило зернышек! «Насыпают корм»
Логопед: Какой конверт откроем? (4 конверт)
Игра №4. Речь с движением «Снегири». (Координация речи с движением).
Вот на ветке, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных майках снегири. Показывают грудку руками.
Распушили перышки, Потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой
Улететь хотят. Влево-вправо
Кыш! Кыш! Улетели! Прогоняют птиц
За метелью! За метелью! Бегут по кругу, взмахивая руками
Логопед: Какой конверт откроем сейчас? (5-ый конверт).
Игра №5 «Отгадай загадку»
Логопед описывает птицу: У нее желтая грудка. Голова, спинка и крылышки — синие. Она любит клевать сало. (Синица)
Повтори рассказ о синице по моему образцу.
Попробуй сам загадать загадку о сороке.
Логопед: Какой конверт откроем сейчас? (6 конверт)
Игра №6 «Найди пару» «Кто что любит?»
Логопед: «Подбери корм птицам, накорми их». Логопед раздает карточки с изображением птиц с одной стороны, а с другой стороны — с изображением корма и просит к картинке слева подобрать картинку справа, а затем объяснить свой выбор.
Дятел любит жучков. Снегири любят годы (рябину). Совы охотятся на мышей. Воробьи любят зернышки.
Логопед: Соедините линиями эти пары.
3. Итог занятия.
О ком говорили на занятии? Кому помогали?
Какая игра понравилась больше всего? Оценка деятельности детей.