Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической деятельности:
I этап — обогащение словаря. На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений.
II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира дошкольников знакомят с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними.
Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку. Специфика этого этапа заключается в организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств и отношений.
III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова. Как известно, пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но самостоятельно не употребляет по разным причинам (например, не было соответствующей речевой ситуации или не развит механизм поиска слов). Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сам употребляет.
На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми.
На этом этапе происходит усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Детей необходимо подводить к пониманию того, что каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Чем больше в словаре ребенка синонимов и антонимов, тем богаче выразительные возможности языка.
Формы организации образовательной деятельности по обогащению активного словаря:
— наблюдение. Используется при осмотре помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов или объектов (посуды, одежды, овощей, растений и т. п.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.).
Например, во время наблюдения за природой можно использовать такие речевые игры и упражнения:
1. «Назовите части дерева».
2. «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона). Какая ворона? (Большая, любопытная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду).
3. «Назови семью вороны» (Папа-ворон, мама — ворона, дети – воронята).
4. «Назови, что умеет делать кошка».
5. «У кого? У чего?» (Веточка – у дерева; лапка – у птички, у кошки).
— организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств. Например, песок – сухой, мокрый, сыпучий; дождь – проливной, мелкий, редкий и др.
— лексические упражнения. Например, «Слова – обобщения», «Назови одним словом».
— творческие задания. Например, «Как сказать по-другому».
— работа с предметными картинками. Необходимо перечислить и описать качества и особенности изображенного объекта.
— ознакомление с окружающей действительностью посредством использования художественной литературы. Например, обнаружение в тексте образных слов и выражений (эпитеты, метафоры, сравнения и др.).
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.