
Консультация для воспитателей
«Алгоритм формирования основ самостоятельной игры у детей раннего возраста»
Для формирования самостоятельной игры у детей раннего возраста воспитатель, прежде всего, должен спланировать собственные действия.
В рамках этого плана необходимо:
— предусмотреть изменения игрового материала;
— провести совместные обучающие игры;
— применить приемы, которые бы активизировали самостоятельную игру малышей.
В качестве примера я приведу алгоритм игры под условным названием «Семья».
Алгоритм предусматривает несколько методических шагов, которые можно осуществить за несколько дней.
I шаг:
— повесить над игрушечным умывальником полотенце и картинку, изображающую мыло;
— обыграть совместно с детьми новый игровой материал (шуточное умывание);
— предложить детям умыться. Спросить, что делать, если у куклы грязные руки, а зайчик запачкал нос.
II шаг:
— внести в группу новую одежду для кукол (пальто, шапка);
— привлечь внимание детей к новым атрибутам. Если куклу внесли в одежде (в пальто, шапке) спросить, что надо сделать, чтобы ей не было жарко. Поиграть вместе с детьми.
III шаг:
— внести в группу муляжи овощей и фруктов, а также картинки, изображающие их;
— рассмотреть муляжи и картинки, назвать их, вспомнить вкусовые качества. Что будем делать с овощами и фруктами? Кто их будет есть? Что надо сделать, прежде, чем кушать? (Помыть, почистить их или помыть и сварить). Кто это будет делать?
IV шаг:
— внести для игры погремушку и куклу-пупса. Спросить, как зовут малышку?
— поиграть с новой куклой, обращаясь к ней от своего имени (кукла в ответ может плакать, смеяться, произносить простые слова);
— помочь 2-3 детям развернуть совместную игру в семью, используя предложенный игровой материал (кукольная одежда, туалетные принадлежности, кукла-пупс);
V шаг:
— включиться в игру с детьми, которые в течение всех этапов были малоактивны. Более активным помочь наладить самостоятельную игру.
Можно взять другие игрушки, например, куклу-врача, куклу-девочку, игрушечные медицинские инструменты и по такому же алгоритму поиграть с ними в игру «Поликлиника».
Этот алгоритм Вы можете предложить в рамках мастер-класса родителям.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.