Из опыта работы
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры народов Севера»
Быстрова Любовь Сергеевна,
воспитатель МАДОУ № 35,
г. Апатиты Мурманской обл.
Актуальность
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех – одна.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Для того чтобы познакомить малышей с культурой народов Севера, мы подготовили для них картотеку подвижных игр, которые помогли нам не только узнать традиции, но и прожить их.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
До наших дней дошло множество игр народов севера: передаваемых из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных жителей Севера.
Цель: реализация двигательной активности в режимных моментах в народном стиле.
Задачи:
- образовательные:
— познакомить детей с культурой коренных народов Севера;
— изучить традиционные игры;
- развивающие:
— способствовать развитию познавательных интересов;
— развивать физические качества (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость);
— развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
- воспитательные:
— воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных народов Севера.
Возраст детей: 1,5 – 2 лет.
Для того чтобы дети имели представление о культуре народов Севера, мы начали со знакомства с их атрибутами и традициями: рассматривали фотографии коренных жителей, их национальные костюмы и игры, а также кукол в национальных нарядах, примеряли рога и маски оленей, танцевали под песни северных народов.
В режимных моментах мы использовали корригирующие гимнастики с элементами культуры коренных жителей: солнышко-Хейро, пастух, лесные жители: медведи, зайчики, белки, волки, олени, совы, северные ягоды, грибы и цветы, солнечный зайчик, снежинки, сапожки, матрёшки.
В утренней гимнастке мы использовали такие комплексы, как: «В гости к оленю», «Лучистое солнышко», «Серенький зайчишка», целью которых является формирование положительных эмоций в процессе игры со сверстниками и воспитателем, развитие основных движений;
в бодрящей гимнастике – комплексы: «В гостях у солнышка-Хейро», «Лесные приключения», «Мишка и оленёнок» и «Заинька-зайчишка», цель которых: формирование у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к движениям;
в дыхательной гимнастике – упражнения: «Пастух и олень», «Птичка», «Понюхаем цветочек клевер», «В лесу», цель которых: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха и выдоха;
в зрительной гимнастике – упражнения: «Солнышко», «Северный олень», «Солнечный зайчик», «Найди зайку», «По ягоды», «Сова», цель которых: формирование представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
в пальчиковой гимнастике – олень «В гости к оленю», ягоды «Ягоды», «Солнце — Хейро», «Зайчик», «Грибы», «Зайка». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;
в физминутках мы использовали такие упражнения, как «С неба падают снежинки», «Весь засыпан снегом лес», «Сапожки», «Зимняя игра», «Матрёшки». Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий.
Подвижные игры народов Севера мы корректировали под наш возраст. Нами были выбраны такие игры, как:
- «Солнце-Хейро». Цель: воспитывать ловкость, внимание, ориентировку в пространстве.
- «Ловкий Оленевод». Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.
- «Важенка и оленята». Цель: развивать ловкость, движение, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу.
- «Саамский футбол». Цель: развивать ловкость, движение, ориентировку в пространстве.
- «Прыжки через нарты». Цель: развивать движение, ориентировку в пространстве, учить прыгать на двух ногах, действовать по сигналу.
- «Борьба на палке». Цель: развивать ловкость, силу, выдержку, учить действовать по сигналу.
В заключение можно сказать:
Благодаря разработке и внедрению картотеки коррекционных гимнастик и подвижных игр народов Севера у дошкольников расширились представления и знания о культуре коренных жителей.
А также произошло развитие двигательной активности, дети научились играть в традиционные подвижные игры и получили множество положительных эмоций.
Список литературы:
- Быстрова Л.С., Хатанзей Т.Г. Картотека «Корригирующая гимнастика с детьми раннего возраста в народном стиле». – 2018.
- Быстрова Л.С., Хатанзей Т.Г. Картотека «Физминутки для детей раннего возраста». – 2018.
- Быстрова Л.С., Хатанзей Т.Г. Картотека подвижных игр народов Севера. – 2018.
- Грядкина, Т.С. Образовательная область «Физическое развитие». Методический комплект программы «Детство». Как работать по программе. / Т.С. Грядкина. — СПб.: Детство-Пресс, 2016.