Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры народов Севера

Из опыта работы

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры народов Севера»

Быстрова Любовь Сергеевна,

воспитатель МАДОУ № 35,

 г. Апатиты Мурманской обл.

Актуальность

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех – одна.

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Для того чтобы познакомить малышей с культурой народов Севера, мы подготовили для них картотеку подвижных игр, которые помогли нам не только узнать традиции, но и прожить их.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

До наших дней дошло множество игр народов севера: передаваемых из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных жителей Севера.

Цель: реализация двигательной активности в режимных моментах в народном стиле.

Задачи:

  • образовательные:

— познакомить детей с культурой коренных народов Севера;

— изучить традиционные игры;

  • развивающие:

— способствовать развитию познавательных интересов;

— развивать физические качества (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость);

— развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;

  • воспитательные:

— воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных народов Севера.

Возраст детей: 1,5 – 2 лет.

Для того чтобы дети имели представление о культуре народов Севера, мы начали со знакомства с их атрибутами и традициями: рассматривали фотографии коренных жителей, их национальные костюмы и игры, а также кукол в национальных нарядах, примеряли рога и маски оленей, танцевали под песни северных народов.

В режимных моментах мы использовали корригирующие гимнастики с элементами культуры коренных жителей: солнышко-Хейро, пастух, лесные жители: медведи, зайчики, белки, волки, олени, совы, северные ягоды, грибы и цветы, солнечный зайчик, снежинки, сапожки, матрёшки.

В утренней гимнастке мы использовали такие комплексы, как: «В гости к оленю», «Лучистое солнышко», «Серенький зайчишка», целью которых является формирование положительных эмоций в процессе игры со сверстниками и воспитателем, развитие основных движений;

в бодрящей гимнастике – комплексы: «В гостях у солнышка-Хейро», «Лесные приключения», «Мишка и оленёнок» и «Заинька-зайчишка», цель которых: формирование у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к движениям;

в дыхательной гимнастике – упражнения: «Пастух и олень», «Птичка», «Понюхаем цветочек клевер», «В лесу», цель которых: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха и выдоха;

в зрительной гимнастике – упражнения: «Солнышко», «Северный олень», «Солнечный зайчик», «Найди зайку», «По ягоды», «Сова», цель которых: формирование представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

в пальчиковой гимнастике – олень «В гости к оленю», ягоды «Ягоды», «Солнце — Хейро», «Зайчик», «Грибы», «Зайка». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

в физминутках мы использовали такие упражнения, как «С неба падают снежинки», «Весь засыпан снегом лес», «Сапожки», «Зимняя игра», «Матрёшки». Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий.

Подвижные игры народов Севера мы корректировали под наш возраст. Нами были выбраны такие игры, как:

  1. «Солнце-Хейро». Цель: воспитывать ловкость, внимание, ориентировку в пространстве.
  2. «Ловкий Оленевод». Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.
  3. «Важенка и оленята». Цель: развивать ловкость, движение, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу.
  4. «Саамский футбол». Цель: развивать ловкость, движение, ориентировку в пространстве.
  5. «Прыжки через нарты». Цель: развивать движение, ориентировку в пространстве, учить прыгать на двух ногах, действовать по сигналу.
  6. «Борьба на палке». Цель: развивать ловкость, силу, выдержку, учить действовать по сигналу.

В заключение можно сказать:

Благодаря разработке и внедрению картотеки коррекционных гимнастик и подвижных игр народов Севера у дошкольников расширились представления и знания о культуре коренных жителей.

А также произошло развитие двигательной активности, дети научились играть в традиционные подвижные игры и получили множество положительных эмоций.

Список литературы:

  1. Быстрова Л.С., Хатанзей Т.Г. Картотека «Корригирующая гимнастика с детьми раннего возраста в народном стиле». – 2018.
  2. Быстрова Л.С., Хатанзей Т.Г. Картотека «Физминутки для детей раннего возраста». – 2018.
  3. Быстрова Л.С., Хатанзей Т.Г. Картотека подвижных игр народов Севера. – 2018.
  4. Грядкина, Т.С. Образовательная область «Физическое развитие». Методический комплект программы «Детство». Как работать по программе. / Т.С. Грядкина. — СПб.: Детство-Пресс, 2016.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.