Путешествие по острову «Речезнай-ка»

Сценарий педсовета

«Путешествие по острову «Речезнай-ка»

(в форме квеста)

 

Триннеева Ольга Валентиновна,

старший воспитатель МАДОУ № 124,

 г.Орск  Оренбургской обл.

 

Заберите у меня все, чем я обладаю,

                                                                                    но оставьте мне мою речь,

                                                                           и скоро я обрету все, что имел.

                                                                                                         Дэниэл Убстер

 

 Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи дошкольников.

Задачи

 — формировать педагогическую  компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников;

— развивать личностные профессиональные, коммуникативные качества педагогов, умения работать в коллективе;

— уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей.

—  совершенствовать навыки логического мышления.

Ход мероприятия:

Актуальность

Речь – чудесный дар природы. В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе.  Общение с другими людьми даёт возможность  человеку реализовать себя как личности.

Речь не дается человеку от рождения и  не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей

Так же дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Из опыта работы многих педагогов выявлено, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

— односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

— бедность речи, недостаточный словарный запас;

— замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

— неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

— отсутствие навыков культуры речи: громкость голоса и темп речи и т.д.;

Поэтому, решая задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста главным направлением является развитие речи, в частности развитие монологической речи, как фактора позитивной  социализации детей в обществе.

Итак, сегодня мы рассмотрим комплексный подход к формированию связной речи дошкольников.

Как сделать процесс освоения дошкольниками диалогической и монологической речью интересным и увлекательным?

Для этого я предлагаю отправиться в путешествие в страну «Речезнай-ка», где встретимся с его жителями, которые откроют нам многие секреты.

(Слайд — корабль, остров).

Мы путешествуем на корабле. Нам необходимо подобрать  команду

(Игра  «Мы  с тобой похожи»).

Психологическая игра «Мы с тобой похожи».

Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет…”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

— Команда есть. Отправляемся на корабле в путь.

Вылавливаем бутылку (в ней послание от племени страны Речезнайка»…зашифрованное, попробуем расшифровать)

«Помогите  Дракон  Косноязычий украл речь»…

Давайте вспомним — что такое косноязычье, это недостаток речи, который проявляется в неправильном произношении отдельных звуков:


Зашифрованное послание

Дракон отдаст свою добычу  при  условии если выполним задания (5 заданий – даётся буква после задания – получается «СЛОВО»)

Дана схема, где дракон спрятал клад – «СЛОВО» племени.

На схеме отмечены остановки, где необходимо выполнить определённое задание.

Задания.

  1. «Эрудиты» (Разрезные понятия, определения по развитию речи)
  2. «Решение финвордов» (Составь слово из слогов и отгадай сказку).
  3. «Запоминай – ка — развивай – кА». (Технология наглядного моделирования)
  4. «Угадай- ка. (Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу).
  5. «Эрудит». (Отгадать кроссворд).

Необходимо разделиться, чтобы быстрее выполнить задание дракона.

Деление на команды:  «Разрезные пословицы».  Даны картинки, по которым нужно собрать две пословицы:

«Весенний день год кормит»

«Лес рубят-щепки летят»

Две команды начинают выполнять задания. (Ищем сокровища племени который украл дракон)

Девиз команд:   Дракона сможем победить и «Слово» людям подарить!

1 задание.   «Эрудиты»   Разрезные понятия, определения.

К данным  понятиям подобрать определения из предложенных.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) .

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений)

За выполнение задания даётся Буква «С»

 2 задание. «Решение финвордов». «Составь слово из слогов и отгадай сказку»

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

Кашечрохав  («Хаврошечка»).

Боклоко  («Колобок»)

Зоркомо  («Морозко»)

Очвокамйюд  Дюймовочка

Дыродйом  Мойдодыр

Гукароснеч  («Снегурочка»)

Комерет  («Теремок»)

Щеинакатар  («Тараканище»)

За выполнение задания даётся Буква «Л»

 3 задание. «Запоминай – ка — развивай – кА» . (Технология наглядного моделирования)

1.Составить  мнемотаблицу по стихотворению «Ежик резиновый».

2. Составить схему из геометрических фигур по сказке «Теремок».

3. Составить сказку по силуэтам.

4.Используя круги Эйлера сравнить два объекта.

За выполнение задания даётся Буква «О».

4 задание.  «Угадай- ка» (Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу).

Карточка № 1
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на вод

За выполнение задания даётся Буква «В»

5 задание.  «Эрудит». (Решение кроссворда). 

Кроссворд.

Основное:. Связный рассказ о каких-нибудь событиях. (повествование) вертикаль

1.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснения, беседа, рассказ воспитателя. (Словесный).

2.К какой сказке подходит поговорка: « Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья». (Репка).

3. Форма общения людей ,опосредованная языком. (Речь).

4. Упражнения для автоматизации звуков. (Чистоговорка).

5. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.

(Автор).

6. Словесный методический прием, используемый педагогом при составлении рассказов. (Рассказ).

За выполнение задания даётся Буква «О»

— Итак, все задания выполнены и дракон отдаёт украденный клад: «СЛОВО».

Этот клад возвращаем племени с острова «Речезна-ка». А взамен за это, дракону приносятся в дар авторские игры по развитию речи (презентация игр, пособий).

Путешествие закончилось. Хотелось бы узнать, какие трудности вы встретили на пути? Что было интересного в нашем путешествии? Оправдались ли ваши ожидания?

На панно «Солнышко» и «Тучка» педагоги прикрепляют стикеры, где написаны впечатления от педсовета.

В конце нашего педсовета хотелось бы напомнить, что речь – это великий дар человечеству  и помнить об этом необходимо всегда. Пользоваться этим даром, беречь его и передавать  последующему поколению – вот наша миссия как педагогов.

И не забудем слова великого мудреца Омара Хайяма:

Хоть и не ново, я напомню снова:

Перед лицом и друга, и врага

Ты — господин несказанного слова, 

А сказанного слова — ты слуга.

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.