Консультация для педагогов
«Алгоритм взаимодействия с агрессивным дошкольником»
Матвеева Марина Владимировна,
воспитатель МАДОУ №28,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Проблема детской агрессии – одна из важнейших проблем в психолого-педагогической науке. Под агрессивностью понимают – свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений. В настоящее время, в связи с увеличением числа дошкольников с нарушениями в поведении эта тема становится всё более актуальной. В детском саду можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки [2].
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, их биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой – социальными причинами: положением в коллективе или семье, степенью удовлетворенности этим положением, умением общаться со сверстниками, развитием игровых навыков и степенью овладения другими видами деятельности, ценящимися в группе [3].
Рассмотрим ситуацию проявления агрессии: Мальчик 1 играет машинкой. Мальчик 2 хочет поиграть с ней тоже и начинает отнимать её. Мальчик 1 не хочет делиться с ней, в результате, мальчик 2 применил силу и ударил мальчика 1. Мальчик 1 заплакал.
Рассмотрим несколько разрешений данной ситуации.
Первый способ включает в себя:
— выражение понимания чувств ребенка: «Конечно, тебе обидно и тоже хочется поиграть машинкой, но ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках»;
— переключение внимания, предложение какого-либо задания: «Пусть мальчик пока поиграет, ведь он первый взял машинку. А ты помоги мне, пожалуйста, собрать пирамидку, у тебя это лучше получается».
Второй способ осуществляется с использованием следующих приемов:
— констатация факта: «Ты ведешь себя агрессивно»;
— констатирующий вопрос «Ты злишься?»;
— раскрытие мотивов агрессивного поведения: «Ты хочешь продемонстрировать силу? Может быть тебе нехорошо, ты приболел?»;
— обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: «Мне не нравится, когда ты себя так ведешь»;
— апелляция к правилам: «Мы же с тобой договаривались» [4].
Третий способ – использование игрового упражнения «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения
Мальчик 1 берет в руки машинку, а мальчик 2 должен попросить этот предмет. Инструкция мальчику 1: «Ты держишь в руках машинку, которая тебе очень нужна, но она нужна и мальчику 2. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция мальчику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем мальчик 1 и мальчик 2 меняются местами.
Также ниже приведена примерная схема позитивного сообщения, которая поможет ребёнку изменить модель поведения, приводящую к конфликтам:
1) Когда ты ведёшь себя подобным образом, то может случиться ….
2) Может случиться так, что ты окажешься в этой ситуации. Как бы повёл себя ты?
3) Как ещё можно было бы поступить?
4) Как в такой ситуации поступают взрослые, например, твои родители? Что, если бы они вели себя так?
5) Что было бы, если бы все решали споры таким образом? [1].
Направления работы по преодолению агрессивного поведения детей:
— обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме (обзывалки, громкий крик, «стаканчик для криков»);
— обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (вырабатывать у ребенка навыки владения над собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева);
— отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта);
— формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию (сказкотерапия, песочная терапия, ролевые игры, игротерапия).
Внимание к ребенку, умелое руководство его поведением, предупреждение упрямства и капризов, на основе которых в дальнейшем может сформироваться и развиться агрессивное поведение, предоставление ему возможности контактировать с другими детьми, организация совместных игр, т.е организация его социального опыта в условиях теплого, ровного эмоционального климата в семье может предупредить появление агрессии у дошкольника или не допустить ее дальнейшего развития [3].
Список используемых источников:
1 Букреева Е.А., Белокопытова С.А., Малышева О.В., Труфанова Т.В. Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2018. – №19. – С. 185-187. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/205/50162/ (дата обращения: 03.06.2019). – Загл. с экрана.
2 Волкова С.А., Озерова С.А. Причины агрессивности дошкольников [Электронный ресурс] // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. – 2017. – С. 215-222. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30478499 (дата обращения: 1.06.19). – Загл. с экрана.
3 Гаспарова Е.М. Агрессивные дети [Электронный ресурс]//Дошкольное воспитание. 1989. № 8. – С. 99-104. – Режим доступа: http://igrashkolaslnovoselovoy. narod.ru/01/DV-1989-8.pdf (дата обращения: 02.06.19). – Загл. с экрана.
4 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми – [Электронный ресурс] – М.: Генезис, 2000. – Режим доступа: http://www.psi-test.ru/child/pub/shpora-vzroslyh/2.html (дата обращения: 3.06.19). – Загл. с экрана.
5 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Электронный ресурс]: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008. – Режим доступа: https://pedklassy.bspu.by/files/docs/books/1_knigi/2_gippenreyter.pdf (дата обращения: 2.06.19). – Загл.с экрана.