Из опыта работы
«Метод «sandplay» в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ОВЗ»
Пикина Елена Викторовна,
педагог-психолог МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ежедневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознавания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, переживание болезни ребенка и другие. Семейная ситуация оказывает влияние как на родителей, так и на детей и иных членов семьи, совместно проживающих. Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом состоянии и развитии. Практика работы службы ранней помощи на базе детского сада №38 в городе Заполярном показала, что помощь психолога необходима не только и не столько детям с проблемами в развитии, но и их родителям.
По результатам научных исследований, родители, воспитывающие детей с ОВЗ имеют больший, по сравнению с другими, негативный опыт общения с окружающими, и как следствие, не стремятся к установлению близких личностных связей. Родителям трудно принять ситуацию, происходящую с их ребёнком, а нередко они не могут принять и самого ребёнка
Низкий показатель эмпатии у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, снижает возможности родителей в объективном оценивании проблемы, в способности видеть варианты выхода из трудной ситуации.
Для преодоления проблем существует множество техник и методов.
В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление работы с семьей, как песочная психотерапия «Sandplay», в основе которой лежит классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией. Я в своей работе использую метод «sandplay» смаленькой буквы «s». К нему относятся различные модификации метода, такие как: песочная терапия в контекст арт-терапии, игры на песке, сказки на песке и др.
Основная цель метода в практике работы СРП – создание благоприятных условий для развития детей раннего возраста с ОВЗ, через психотерапевтическую поддержку родителей (законных представителей).
Задачи:
- помощь родителям в адекватном оценивании своего актуального состояния,
- преодолении психологических проблем,
- снижение психоэмоционального напряжения;
Суть метода в том, что наше внутреннее состояние проецируется на материал. При этом проецируется не только психические, но и физические ощущения. Почему? По данным ученых, наше окололичностное пространство 50-70 сантиметров мы воспринимаем как часть себя. Поэтому, когда мы взаимодействуем с песком, мы взаимодействуем с самим собой. Именно за счет этого происходит трансформация. Внутреннее содержание обретает конкретные формы. Песок обладает важными свойствами: сыпучестью, пластичностью, из песка можно создавать, а можно разрушать. Нельзя построить новый мир, не трансформируя старый.
Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиентам воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. В процессе работы взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме. Это может быть создание «картин» по заданным темам: «Воспоминания», «Текущая жизненная ситуация», «Моя семья», «Прошлое, настоящее, будущее»
Специально организованные занятия помогают безопасно заглянуть в свой внутренний мир. Помимо основного психотерапевтического эффекта песок оказывает позитивное воздействие на взрослого человека, и как следствие, на семейные отношения в целом.
В консультировании с применением песочницы есть определенные стадии.
1) Ориентация в проблеме, в которой выявляется запрос родителя
2) Вводная («разогревающая») часть, которая включает разные манипуляции с песком, позволяющими почувствовать материал и получить удовольствие от контакта с ним
3) Основная часть, в которой выстраивается ситуация клиента с помощью миниатюрных фигурок и решаются затруднения
4) Заключительная часть. Предполагает вербализацию чувственного опыта родителя, рефлексию, завершение сессии.
Необходимо отметить, что деление на стадии весьма условно. Нередко они накладываются друг на друга и выступают в качестве компонентов консультации. Все индивидуально. В процессе сессии психолог, с разрешения родителя делает фотографии песочных «картин», которые позволяют отследить динамику изменений.
Результатом применения песочной терапии в консультировании является: чувство уверенности у родителя, повышение уровня их оптимизма, развитие эмпатии — как основного ресурса для сближения матери и ребенка.
Сегодня я хочу познакомить вас с двумя приемами. Итак, первый прием «Переживание состояния контакта с самим собой, со своим сокровенным Я». Родителю дается задание выбрать одну фигуру которая привлекает внимание, рассмотреть ее, а затем перенести в песочницу. Предлагается подобрать фигурки и предметы, с помощью которых можно создать свою уникальную среду. Такого рода задания позволяют человеку погрузиться в определенную тему, благодаря чему формируется жизненно важное переживание. Анализ песочного мира психолог осуществляет только для себя. Основные вопросы психолог акцентирует на значимость опыта создания песочной картины, а также, на место этого опыта в общей картине жизни самого родителя. Например, задаются вопросы: — Как сюжет или героиня вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?. : -Каковы ваши ощущения, впечатления от процесса создания песочной картины? и др.
Второй прием направлен на «Переживание ресурсных состояний клиента». Здесь предлагается приятная тема на выбор. Например: выразите на песке «Место, где вы отдыхаете» или «Райское место». Этот прием для основной психологической работы, в контексте формирования ресурсных переживаний, укрепляет родителя в созидательной жизненной позиции, а также проживанию ресурсного состояния. Рефлексия позволяет получить чувственный отклик.
Таким образом, метод sandplay в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ОВЗ, позволяет изменить эмоциональную дистанцию родителя с ребенком, повысить удовлетворенность семейными отношениями, снизить нервно-психическое напряжение, повысить функциональный ресурс семьи, а также повысить уровень осознанности родительства.
Литература:
1.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок.
2. Юнг К.Г. Символическая жизнь
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке
4. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице
Интернет-ресурс