Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Архангельские прянички - козули | ДЕТСТВО-ГИД

Архангельские прянички — козули

Конспект образовательной деятельности

«Архангельские прянички — козули»

 для воспитанников средней группы

 

Шипарева Нина Ивановна,

 воспитатель МБДОУ № 1,

 г. Апатиты

 

Программное содержание:

Цель: Систематизировать знания дошкольников о тульских промыслах посредством художественного творчества.

Задачи:

  1. Формировать умение украшать силуэт пряника, используя элементы росписи: волнистые линии, сеточка, мазки, точки.
  2. Развивать воображение, мелкую моторику и координацию движений рук, творческие способности.
  3. Воспитывать интерес к обычаям русского народа, желание создавать своими руками красоту и уют.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: телевизор, ноутбук, презентация «Экскурсия в Тулу», пряник, гармонь, самовар, таблица с элементами росписи, схемы росписи пряника;

Для воспитанников: заготовка — пряник из соленого теста в виде оленя, белая гуашь (на каждого ребенка), кисти (на каждого ребенка), стаканчики с водой (на каждого ребенка), салфетка, фартуки;

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Какие бывают пряники», «Русские умельцы»;

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением пряников;

Оформление в группе виртуальной выставки «Разновидности пряников»;

Разучивание русских народных игр, пословиц, потешек;

Ход образовательной деятельности:

(на экране демонстрируется презентация, слайд №1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поприветствуем их, и подарим им свои замечательные улыбки.

Воспитатель: Я хочу вам сообщить важную новость, к нам на занятие пришел наш друг смайлик и очень хочет нам что-то сказать. Внимание на экран. (на экране демонстрируется презентация, слайд №2)

Воспитатель: Ну, что ребята вы хотите поехать в Тулу? Да? Тогда вперед, берите в руки руль, занимайте места в машине, мы едем в город Тула. (дети берут в руки рули бегут под музыку)

Воспитатель: Ребята перед нами город Тула  (на экране демонстрируется презентация, слайд №3)

Воспитатель: город Тула, очень красивый и славится он своими традициями и мастерами. А какими, мы сейчас узнаем! (рассказ воспитателя сопровождается показом мультфильма «Город мастеров», фрагмент «Город Тула», слайд №4)

Воспитатель: В Туле очень много музеев, и первый музей, в который мы сейчас отправимся, будет музей тульской гармошки (на экране демонстрируется презентация, слайд №5)

Воспитатель:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Воспитатель: На Руси без гармошки не обходился не один праздник.

Рассказ ребенка про тульскую гармошку: Гармонь — это музыкальный инструмент. Пришла к нам из-за границы. Первыми мастерами гармошки на Руси стали — тульские мастера — Николай Белобородов, Леонтий Чулков. Он же   изготовил гармонь, с двумя рядами клавишей, у которых 12 звуков. Такую гармонь позже назвали баяном.

Воспитатель: Давайте ребята, назовем слова-признаки. А какая гармонь? (Тульская, веселая, задорная, двухрядная, музыкальная, старинная, музейная, рабочая, сломанная).

Музыкальная пауза (дети встают в круг, выполняют танцевальные движения по выбору под музыку)

Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, рядом с музеем гармошки, буквально через дорогу есть музей самовара, давайте туда зайдем(на экране демонстрируется презентация, слайд №7)

Воспитатель: Вот мы и приехали в тульский музей самовара.

Самовар раздут и горд,

Чай по чашке выдаёт.

Вкусным чаем знаменит.

Ох, горяч! Но не сердит.

Воспитатель: Тульские самовары известны во всем мире и являются самими лучшими в мире.

Рассказ ребенка про тульский самовар: Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и название.Делают их из различных металлов: из меди, латуни, серебра и даже из золота. Самовары бывают разные по форме — большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а самый большой — 37 литров.

Воспитатель: Ребята, а у самовара есть свои верные помощники. Отгадайте, кто они? Словесная игра «Помощники» самовара»

1.Сами не едим, а людей кормим? (ложки)

(на экране демонстрируется презентация, слайд №8)

  1. На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине? (чайник)

(на экране демонстрируется презентация, слайд №9)

  1. Я посудинка такая, наливайте чай, какао. Хоть и рученька одна, нет лучше меня для питья (чашка)

(на экране демонстрируется презентация, слайд №10)

4.Неприступная на вид, подбоченившись стоит. А внутри – то посмотри. Угощение внутри (конфетница)

(на экране демонстрируется презентация, слайд №11)

Воспитатель: Самовар – это часть жизни русского народа, отражённая в  пословицах, поговорках и в литературных произведениях. Ребята угадайте, из каких произведений взяты эти строки?

1.Из окошка вывалился стол

И пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит: «Уходите, бегите, спасайтеся!»

(на экране демонстрируется презентация, слайд №12, фрагмент из произведения К.Чуковского  «Федорино горе»)

 2.Я хочу напиться чаю, 

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(на экране демонстрируется презентация, слайд №13, фрагмент из произведения К. Чуковского  «Мойдодыр»)

3.Муха, Муха-цокотуха, 

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(на экране демонстрируется презентация, слайд №14, фрагмент из произведения К.Чуковского  «Муха — цокотуха»)

Воспитатель: Самовары, это хорошо, а какое же чаепитие без сладостей! Вы какие сладости к чаю любите? Ответы детей. Тогда нам необходимо скорее отправится в музей тульского пряника (на экране демонстрируется презентация, слайд №15)

Воспитатель:

Чай тихонько заварил

С ароматом нежным

Я немного надкусил

Тульский пряник свежий

Воспитатель: Издавна, на Руси на все семейные торжества пекли праздничные пряники. Пряниками угощали гостей, и дарили в качестве подарка.

Рассказ ребенка про тульский пряник: Слово «пряник» происходит от слова «пряность». В пряничное тесто добавляли гвоздику, корицу, ванилин, мяту, тмин. Пряники были разной формы — фигурные, круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные. Для начинки использовали: повидло, варенье, варёную сгущенку, джем. Расписывали пряники сахарной глазурью, для рисунка использовали сюжеты: древние образцы животных, растительные элементы, бытовые мотивы, надписи знаменитых городов.

Воспитатель: Ребята,  кроме тульских пряников есть ещепряники вяземские, городецкие, архангельские. Их еще  называют – козулями.

(на экране демонстрируется презентация, слайд №16)

Воспитатель:  Козули – это  фигурные пряники, в виде коз, лошадок, собачек, петушков. Они темно-коричневого цвета, потому что в них добавляют жженый сахар, для цвета и вкуса. Украшают пряники белой глазурью. Потому что северная палитра красок – это много снега, и мало солнца. Орнамент для росписи был простым: волнистые линии, точки, сеточка.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать сувенирный пряник в виде северного оленя. Вы согласны? Да. Тогда наша группа превращается в мастерскую, проходите пожалуйста за столы, Дети рассаживаются по местам за столы. А вы превращаетесь, ребята,в  мастеров. Я хочу вам показать несколько пряничков, показ образцов. Узор пряника состоит из волнистых линий, точек, сеточки.  Расписывать пряник будем белой гуашью,  последовательными приёмами: 1. сначала сделаем обводку пряника волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, 2. затем прорисовываем прямыми линиями  детали, 3. а остальную поверхность заполняем узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий. Показ. Перед началом работы давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Пряничек»

Мы вот так, мы вот так тесто разминали.

(Засучивают рукава и «мнут тесто» руками»)

Мы вот так, мы вот так тесто раскатали.

(«Катают скалкой» — пальчики вместе, движение рук от себя и к себе)

Вот такой, вот такой будет пряничек большой.

(Широко в стороны разводят руки)

Вот такой, вот такой будет пряник золотой.

(Поглаживают сначала одну ладошку, затем тугую)

Воспитатель: Ребята, а пока вы расписываете пряник, скажите — Какой пряник? (медовый, мятный, душистый, ароматный, вкусный, фруктовый, сладкий, северный, подарочный! Посмотрите какие, у вас получились красивые и нарядные прянички, вы их можете подарить маме, бабушке или другу на праздник. Все пряники непохожие друг на друга с оригинальным рисунком. Готовые пряники воспитатель размещает на выставке.

Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся в группу, а там нас ждет вкусный чай с настоящими тульскими пряниками.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.