Долгосрочный творческий проект
«Читаем всей семьёй»
для детей подготовительной к школе группы
Жигульская Наталья Юргисовна,
воспитатель
МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44»
Актуальность:
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.
Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников. Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проблема
Ослабевающий интерес к чтению художественной литературы в семье.
Цель проекта
Приобщение дошкольников подготовительной группы к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи.
Задачи проекта
- Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников подготовительной группы к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей.
- Сформировать у детей интерес к библиотеке.
- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
- Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
- Воспитывать нравственно — патриотические чувства у детей на примерах лучших образцов детской литературы.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия с библиотекой. Составление совместного плана работы ДОУ и библиотеки на учебный год. Анкетирование родителей.
Практический этап:
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой (реализация плана);
Завершающий этап:
Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
Конечный продукт проекта – это читательский формуляр у ребенка с периодическим
посещением библиотеки.
Ожидаемые результаты
- пробудить у детей интерес к общению с книгой;
- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;
- возрождение домашнего чтения;
- позитивные изменения в речи детей;
- обобщение и распространение семейного опыта.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители, работники библиотеки детского и семейного чтения.
Вид проекта: групповой, творческий.
Срок реализации проекта: 1 год
Формы взаимодействия ДОУ, библиотеки, семьи
- Мастер – классы.
- Выставки рисунков.
- Викторины по сказкам.
- Литературно-поэтический марафон.
- Кукольные спектакли.
- Литературные праздники.
- Семейные консультации со специалистами.
Мероприятия
Ноябрь: сотрудники библиотеки показали спектакль «Чтобы зубки не болели».
Для родителей была организована встреча с врачом-стоматологом, на которой можно было задать интересующие вопросы.
Декабрь: новогодний спектакль «Белохвостик». Ребята с удовольствием отвечали на вопросы о зимних забавах, научились «греться» в мороз.
Для родителей был проведен обзор у книжной выставки «Все ёлки на свете…»
Январь: Дляродителей – встреча-беседа с психологом «Сказкотерапия: значение сказки в развитии дошкольников».
Викторина «В гостях у русской народной сказки».
Февраль: участие в литературно-поэтическом марафоне «Паровоз стихов весёлых», посвящённый 110-летию Сергея Михалкова.
Апрель: для родителей проведена встреча – консультация с педагогом начальных классов «Скоро в школу мы идём!», а для ребят кукольный спектакль «Как колобок в школу пришел».
Результаты реализации проекта:
- расширили детскую и взрослую аудиторию детской библиотеки;
- укрепили имидж библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрили новые формы работы;
- укрепили связь ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
- сформировали модели взаимодействия внутри ДОУ — РЕБЁНОК — РОДИТЕЛЬ — ДЕТСКИЙ САД – БИБЛИОТЕКА.
Вывод:
Совместная работа объединяет родителей, детей и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса к книге, прививает желание читать.
Посмотреть фотографии мероприятий можно здесь: