Дидактическая игра
«Что растет на наших грядках»
Сологуб Ульяна Витальевна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный
Дидактическая игра «Что растет на наших грядках» рассчитана на детей 4-6 лет.
Актуальность игры:
Дети, являясь городскими жителями, видят овощи и фрукты уже в сорванном переработанном виде на прилавках магазинов, и мало имеют представления о способах их произрастания. В условиях Крайнего Севера данные познания имеют более затруднительный характер, так как данная местность и климатические условия не предназначены для выращивания теплолюбивых культур.
Дошкольники в силу свойственных им особенностей пространственного восприятия чаще осознают информацию на наглядном примере.
Участие детей в процессе создания игры позволяет сформировать полное представление об овощах и фруктах и способах их произрастания, развить творческие способности, а также поддерживать детскую инициативу делая его значимым объектом самого процесса.
Область задач: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель игры: Расширять знания детей об окружающем мире. Формировать навыки детей расширять и закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствовать умение группировать и сравнивать предметы по внешним признакам.
Игра «Что растет на наших грядках» имеет направление:
-обогащение сенсорного опыта детей (посади, переложи, подбери, размести, дополни, собери, и т.д.)
-формирование представления о растительном мире, его способности к адаптации в разных климатических условиях.
— формирование способности к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку;
-развитие элементарных математических представлений;
-формирование представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере);
Основные принципы использования дидактической игры:
1. Индивидуальный подход (игровые задания должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям ребенка, так как каждый ребенок имеет свои особенности развития)
2. Активное участие (ребенок должен быть вовлечен в игру и стать его непосредственным участником).
3. Взаимодействие (развитие социальных навыков предполагает взаимодействие между детьми и педагогом.)
Материал для создания дид. игры «Что растет на наших грядках»:
Коробка 30х30, распечатанные листы с овощами, клей, ножницы, нить зеленого цвета для травки, картон коричневого цвета, палочки для мороженного- заборчик.
Об игре:
С помощью дидактической игры «Что растет на наших грядках» воспитатель может просто знакомить детей с овощами и их особенностями, знакомить с способностью адаптироваться в разных климатических условиях, подбирать условное обозначения: хранение, заморозка, консервация, приготовление. Детей старшего возраста можно вовлечь в создание самой игры, взрослые (воспитатель, родитель) вместе с детьми склеивают картинки например с изображением лука, подбирая картинку зеркального отражения. На заранее подготовленную коробку, ребенок может приклеить травку, цветочки, колечки из картона для грядок. Из палочек для мороженого можно сделать забор для грядки.
Таким образом, дети самостоятельно принимают участие в создании игры проявляя индивидуальный подход, интерес, идею. В последующей работе с материалом, дети могут уже сами объяснить их значение, и проявить инициативу по созданию аналогичной игры например фрукты.
Рекомендации по дальнейшему применению игры:
-Макет «Что растет у нас на грядке?» можно использовать в игровой деятельности детей, детей и взрослого.
-В педагогической деятельности как наглядное пособие по теме: «Овощи», «Огород», «Соберем урожай», «Счет в пределах 10», «Найди лишнее», «Узнай по описанию».
— В речевой деятельности — ребята могут самостоятельно рассказать детям о фруктах и овощах закрепив при этом речевые навыки , а также поиграть с детьми из другой группы в новую игру, тем самым вызвать интерес к изучению данной темы у этих ребят;
— Игру «Что растет у нас на грядках» можно совместить с другими смежными по смыслу играми: «Ферма», «Сад-огород», «Овощной магазин,» добавить дополнительный игровой инвентарь (корзинки, лейки, лопатки, грабли лотки для продажи овощей итд.) — тем самым расширить ассортимент и интерес детей к игре;
— Данная игра интересна как идея в педагогическую копилку знаний для дальнейшей работы.
Приложение 1
Загадки и стихи.
- «Мы стоим на огороде, удивляемся природе…»
- «Сидит бабка на грядке».
- «Есть барыня сред овощей».
- «Красный нос в землю врос».
- «Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу».
- «Овощи» Ю. Тувима
- «Купите лук» из песни И. Токмаковой
- «Я и супе, и в салате».
- «Огородный помидор, как дорожный светофор»
- «Как-то летом под кустом в огороде вырос дом.»