Конспект образовательной деятельности
«Что такое живая и неживая природа»
для детей подготовительной к школе группы
Александрова Нина Юрьевна,
воспитатель МАДОУ № 16,
г. Кировск Мурманской обл.
Задачи: Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
Материал: Мольберт с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; коллекция камней.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте стихотворение.
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе. Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).
— Природа — это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).
Воспитатель: Всю природу нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на мольберт).
— Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники — это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо — цыпленок), растут (цыпленок — курица).
— Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.
— Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.
— Дети, что же нужно для того чтобы жила живая природа. (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).
— Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (Ответы и рассуждения детей).
Воспитатель: Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
— Человек часть живой природы. Оказывается, человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?
— Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.
— Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой природе, то дети поднимают руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).
Воспитатель: Да, дети, благодаря своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.
— Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь — душ, пол — почва, ветер – вентилятор.
— Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).
Воспитатель: Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа? (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).
— Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)
— Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.
— А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).
— Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.
— Что вы делали зимой для этого? (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).
— Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!»
Если деньги накопить
Можно многое купить.
Дом, одежду и завод
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…
Кто свою природу любит…
(Зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают)
Тот край свой не погубит.