Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Цифровая образовательная среда и техническое творчество в ДОО | ДЕТСТВО-ГИД

Цифровая образовательная среда и техническое творчество в ДОО

Из опыта работы

«Цифровая образовательная среда и техническое творчество в ДОО»

Чуркина Анна Иннокентьевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад 4 г. Черемхово»

Актуальность практики: За последнее десятилетия окружающий нас мир очень изменился — он отличается динамичностью, внедрением информационных и компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности. В связи с этим, возникает социальный заказ государства на подготовку квалифицированных инженерно-технических кадров, способных к успешной и продуктивной деятельности в реалиях эпохи активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Подготовка таких кадров возможна при условии раннего развития творческих технических способностей у детей в специально организованных для этого условиях.

Всё это спровоцировало значительные изменения в системе образования, в том числе и дошкольного.

Обновление содержания образования привела к необходимости внедрения в образовательные учреждения парциальной модульной программы «STEM-образование». Актуальность введения парциальной программы в образовательный процесс ДОО обусловлена с одной стороны требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, с другой стороны необходимостью воспитания интереса дошкольников к научно-техническому творчеству.

Для качественной реализации технологии «STEM-образование» необходимы следующие условия: специально подготовленные кадры, развивающая предметно-пространственная среда, материально-технические условия. Правильно организованное компетентными педагогами техническое творчество позволяет удовлетворить стремление к исследованию окружающего мира и включить дошкольников в полезную практическую деятельность, развивая познавательные интересы и действия, креативность и естественнонаучную грамотность, любознательность и самореализацию.

Развивающая предметно-пространственная среда играет не менее важную роль в развитии научно-технических навыков у дошкольников. Деятельность педагогов согласно технологии «STEM-образование» в специально созданных условиях способствует активизации мыслительных процессов ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального.

Для эффективной реализации технологии «STEM-образование» в МДОУ № 4 г. Черемхово была открыта STEM-лаборатория, удовлетворяющая потребности детей в развитии технического творчества. Специально организованное пространство включает в себя технические средства и STEM-оборудование, необходимое для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.

Таким образом, реализация технологии «STEM-образование» в условиях STEM-лаборатории — это отличная возможность для проявления ребенком своих конструктивных и творческих способностей, а также возможность приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Содержание практики (описание практики)

Внедрение технологии «STEM-образование» в образовательную деятельность, опосредованную цифровыми технологиями, способствует совершенствованию развивающей предметно пространственной среды. Применение инновационных технологий в специально созданных условиях позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, приобщают дошкольников к техническому творчеству, провоцирует на приобретение дополнительных практических навыков и умений, востребованных в современной жизни.

Оборудование STEM-лаборатории в МДОУ № 4 г. Черемхово характеризуется комплексностью игровых пособий и наборов для реализации всех образовательных модулей, интеграция которых в соответствии с их спецификой и возможностями способствует целостному восприятию окружающего мира, доступности оборудования для самостоятельной деятельности, презентации и демонстрации полученных результатов.

Образовательный процесс средствами технологии «STEM-образование» организуем по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, что повышает продуктивность усвоения нового материала, создаёт дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой.  Занятия включены в циклограмму непосредственно образовательной деятельности во всех возрастных группах.

Эффективной технологией «STEM-образования» для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля». Первый комплект, состоящий из шести, связанных и окрашенных в цвета радуги мячиков, используем для   сенсорного развития малышей и закрепления основных цветов. Дидактические игры с дарами нашли своё применение в организованной образовательной и свободной игровой деятельности, в ходе которой воспитанники знакомятся с объёмными геометрическими телами, группируют предметы по цвету и размеру, конструируют формы жизни и формы красоты.

Использование оборудования образовательного модуля «Математическое развитие» благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений и способствует повышению уровня познавательной активности детей. С помощью яркого и привлекательного дидактического материала «палочки Кюизенера» воспитанники закрепляют количественный, порядковый счёт и формируют измерительные умения. Через пособие «Математическая яблонька» дошкольники наглядно усваивают состав числа и сравнение разных величин. Задания с универсальными кубиками «Уникуб» и интеллектуальной головоломкой «Танграмм» предоставляем детям в виде цветного изображения (схемы) или словесного описания для создания новых фигур и узоров.

         Расширить спектр возможностей STEM-оборудования позволяет его нетрадиционное применение.  Такой подход повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала. Так, например, с помощью оборудования образовательного модуля «Математическое развитие» — палочек Кюизенера дошкольники познают основы музыки и речевого развития. Дети с большим удовольствием создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, а также строят ритмические рисунки для распевания детских мелодий и песен.

Универсальное пособие «Математический стол» обеспечивает принцип мобильности и трансформируемости пространства под детские задачи и задачи педагога. Комплектация качественной, яркой методикой, с достаточным количеством дидактических игр позволяет заниматься изучением основ математики (форма, счёт, сравнение множеств), решать творческие задачи, а также, в процессе работы, развивать у детей сенсорные навыки и мелкую моторику рук.

Применение логических блоков Дьенеша нацелено на развитие у дошкольников мышления, навыков сравнения, классификации и обобщения. Для расширения возможностей применения набора нами был разработан игровой материал, где свойства фигур изображены на карточках-кодах графически. Карточки позволяют детям самостоятельно перевести полученные знания о свойствах блоков в умственный план, как по слову, так и с использованием карточек: «Угадай, какая фигура?», «Найди свой домик», «Поезд», «Рассели жильцов» и другие.

Деревянный конструктор-игра «Куборо» и модульные блоки Давинчи применяем в организации интеллектуальных соревнований, на которых старшие дошкольники конструируют различные постройки и создают лабиринты для запуска стеклянного шарика.

В образовательном модуле «Экспериментирование с живой и неживой природой», используя уникальную цифровую лабораторию ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором данных, воспитанники быстро измеряют освещенность, температуру окружающей среды и получают реальные результаты исследования.

Качественное и интересное проведение наблюдений за исследуемым объектом обеспечивает применение цифрового микроскопа-оптического прибора, снабженного преобразователем визуальной информации в цифровую. Информация выводится на монитор компьютера или интерактивную доску, что даёт возможность изучать исследуемый объект ни одному ребенку, а группе детей одновременно.

Опыты и эксперименты с использованием планшетного компьютера становятся ещё интереснее, ведь дети, пользуясь картами-схемами, проводят любое исследование и фиксируют полученные результаты зарисовыванием условными символами или фотографией. При этом самостоятельная экспериментальная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию положительной эмоциональной атмосферы.

Создание авторского мультфильма в образовательном модуле «Мультстудия «Я творю мир» выступает современным мультимедийным средством обобщения и презентацией материалов детского исследования, дает возможность освоить дошкольникам цифровые технологии в интересной, доступной форме.

В содержание входит мультстудия (ширма, камера на штативе, декорации), дополнением к которой могут быть результаты детской деятельности из всех предыдущих модулей: модели, собранные во время работы с наборами для развития пространственного мышления (по системе Ф. Фребеля, танграмм), конструкции и персонажи из наборов LEGO, созданные детьми роботы. Также дополнительные гаджеты: 3D-ручка, графический планшет, с помощью которых дети самостоятельно создают персонажей, героев мультфильма.  Декорациями служат как дизайнерские фоны на магнитах, так и любые авторские фоны, детские рисунки, изготовленные с помощью нетрадиционных техник: песочной анимации и рисования на воде в технике «Эбру».

Для создания полноценной мультипликационной картины дети самостоятельно пользуются программой на планшетном компьютере «Stop Motion Studio». Таким образом, наши воспитанники, начиная со старшего дошкольного возраста осваивают режиссерские навыки и проявляют свои умения и навыки в конкурсах.

Образовательный модуль «LEGO-конструирование» содержит наборы для детей разного возраста для сборки и моделирования разнообразных предметов. На начальном этапе для освоения STEM-компетенций дошкольниками используем проект «Планета STEM», в котором дети в игровой форме усваивают базовые понятия. На занятиях с малышами применяем LEGO DUPLO, а со старшими дошкольниками «LEGO System» и наборы серии «LEGO Education», которые включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры.

Еще одной находкой для совместной деятельности с детьми в STEM-лаборатории является модуль «Образовательная робототехника». Первое знакомство детей с основами программирования происходит благодаря интерактивному набору «Робомышь». Благодаря программируемому мини-роботу, мы создаём для детей игровые ситуации, а тематические коврики и лабиринты с заданиями по заданной теме позволяют сделать занятия разнообразнее и интереснее, закрепить полученные знания и умения.

В организации проблемной ситуации и рефлексии незаменимым помощником является робот «Емеля», который находит ответ на любой детский вопрос. Обучающий робот-конструктор Botzees с мобильным приложением «Botzees Edu» и планшетным компьютером помогает воспитанникам поэтапно осваивать творческое программирование в игровой форме. А с помощью приложения «Botzees AR», которое содержит 30 интерактивных головоломок технологии дополненной реальности, организуем для детей интересные квесты.

Таким образом, наши воспитанники, начиная с 4 лет, поэтапно в игровой форме осваивают творческое программирование, а становясь старше успешно владеют такими робототехническими наборами, как «Старт-Блок», «Huna», Lego «Wedo 1» и «Wedo 2.0» и демонстрируют свои умения и навыки в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Одним из подтверждений положительного эффекта от апробации и реализации цифровых технологий и технологии «STEM-образование» в образовательной робототехнике является участие и победы воспитанников в конкурсах различного уровня. Так юные инженеры-техники проявили умение в программировании и заняли II место на открытом региональном фестивале – марафоне по робототехнике «РОБО-ВЕСНА» за соревнование «Горка». В рамках XV городского молодежного компьютерного фестиваля «Иркутская компьютериада – 2021» приняли участие в конкурсе «Компик-дошколёнок». Содержательно и выразительно презентовали проект «Сохраним озеро Байкал» и стали победителями в региональном конкурсе детских проектов «БлагоРобот». Для участия в муниципальном фестивале «Kid Invertos Day» создали робота снегоуборщика и стали победителями в номинации «Робототехника».

Таким образом, технология «STEM-образование» способствует развитию технического творчества, позволяет формировать познавательные интересы и действия детей через различные виды детской деятельности, опосредованные цифровыми технологиями.

Результаты практики

  • Сформирована компетентность педагога в вопросах реализации технологии «STEM-образование» для развития технического творчества дошкольников;
  • Создана современная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО для развития у дошкольников технического творчества;
  • Сформированы познавательные интересы и действия, креативность и естественнонаучная грамотность, любознательность и самореализация у воспитанников через различные виды детской деятельности, опосредованные цифровыми технологиями.
  • Увеличение количества детей, способных к самостоятельному техническому творчеству
  • Разработаны методические рекомендаций и практических пособия по реализации технологии «STEM-образования» к организации образовательной деятельности для развития технического творчества дошкольников;
  • Распространение опыта инновационной деятельности в виде презентаций, публикаций в СМИ, печатных изданиях на разных уровнях.

Ссылка на размещенные материалы (на каждый в отдельности материал при наличии нескольких)

  • Образовательный онлайн-модуль Сетевого университета повышения квалификации педагогов города «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами СТЭМ-образования»
https://sites.google.com/view/stem-mdou4/главная-страница
  • Видеоролик «Виртуальная экскурсия в STEM- лабораторию в МДОУ № 4 г. Черемхово» https://youtu.be/7analZ78wCk
  • Видеоролик «СТЭМ-образование как ресурс речевого развития детей» https://youtu.be/U0H3eNyS-Aw
  • Видеоролик «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами STEM-образования в МДОУ № 4 г. Черемхово» https://www.youtube.com/watch?v=9gcPJNmnVkU  
  • Видеоролик «Легоконструирование в интеграции с другими модулями» https://youtu.be/MbLwQ59WyMc
  • Видеоролик «Робототехника в МДОУ № 4 г. Черемхово» https://youtu.be/TMU6BT8guuk
  • Видеоролик проекта по робототехнике «Робот-экскурсовод» https://youtu.be/tjKAGjXUtoA
  • Видеоролик проекта по робототехнике «Сохраним озеро Байкал» https://youtu.be/_wimbpXX9m0
  • Видеоролик «Мультстудия в МДОУ № 4 г. Черемхово» https://youtu.be/tjKAGjXUtoA
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.