Использование методического пособия «Круги Луллия» для развития речи детей дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов

«Использование методического пособия «Круги Луллия»

для развития речи детей дошкольного возраста»

Семёнова Мария Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с №34,

г. Глазов Удмуртской Республики

«В круги Луллия играем – речь ребенка развиваем!»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик и педагогических технологий, с помощью которых можно легко, интересно и эффективно развивать речь детей. Важнейшим условием совершенствования речевого развития дошкольников является создание такой эмоционально благоприятной ситуации и такой речевой среды, которые будут способствовать возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игра – самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников. А игра с привлекательным игровым материалом – еще более увлекательна. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны в игре речь ребёнка развивается и активизируется, с другой сама речь совершенствует саму игру.

В XIII веке Раймонд Луллий, французский монах, создал логическую машину в виде бумажных кругов. Практика показала, что ее можно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия»  это компьютер, но только для слов. Простота конструкции позволяет использовать ее в детском саду. А результат – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Для создания игрового занимательного пособия «Речевые круги» использовалась методика «Кольца Луллия», описанная в статье Л.Логиновой «Кольца Луллия» в журнале Обруч» №4 за 2004 г.

Пособие представляет собой 2 или 3 круга разного диаметра, которые нанизаны на стержень. Количество кругов зависит от поставленных задач. Сверху рекомендую установить указатель, ограничитель или стрелку. Все круги делят на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора, а для детей старшего возраста на 8 секторов). На них располагают картинки (любые, в зависимости от поставленных задач). Круги и стрелка могут свободно двигаться. В итоге получаем разные комбинации картинок, расположенных на секторах. Сами круги легче всего сделать из старых грампластинок, обклеенных самоклеющейся пленкой и на которых сделаны прозрачные пластиковые кармашки по числу секторов. Таким образом, сами круги становятся многофункциональными: вкладывая разные комплекты картинок, можно проводить разные игры и решать разные речевые задачи.

Такое пособие вызывает у детей интерес, способствует созданию непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает лучшее усвоение нового материала и закрепление пройденного.

Пособие позволяет решать следующие задачи:

  • Активизировать познавательный интерес;
  • Развивать и координацию движений рук и мелкую моторику;
  • Формировать фонематический слух;
  • Развивать связную речь дошкольников;
  • Формировать грамматический строй речи;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать внимание, фантазию, творческое воображение детей.

Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей, для проведения диагностики и индивидуальной работы.

Привожу примеры игр, которые можно использовать в образовательной деятельности.

1. Игра «Составь предложение»

Цель: 

— формировать навыки составления предложения, согласования слов в предложении.

-развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

— активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Ход игры:

Ребёнку предлагается раскрутить малый круг колец Луллия. Выпавшие случайно друг против друга картинки рассмотреть и составить предложения.

— Ты составил предложение,  а теперь скажи, так бывает или не бывает?

— Самостоятельно соотноси картинки на кругах и составь другие предложения.

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге

Слова-картинки малого круга: лиса, ёж, тигр, гном, лев, волк,

Слова-картинки большого круга: пальма, шарф, ёлка, грузовик, колобок, сумка

2. Игра «Соедини слова, начинающиеся на одинаковый звук»

Цель:

учить выделять первый звук в слове.

развивать фонематический слух, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Ход игры:

— ребёнку предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, «растягивая» звуки. Выделить в слове первый звук.

— рассмотреть другие картинки, произнести слова, «растягивая» звуки. Найти из шести слов пару для первого слова.

— Самостоятельно соединить картинки. Объяснить выбор.

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Слова-картинки малого круга: роза, кот, слон, индюк, лук, аист.

Слова-картинки большого круга: рак, корова, сыр, иголка, арбуз.

3. Игра «Выдели первый звук»

(выделение первого звука в слове)

Цель:

формировать умение выделять первый звук в слове и соотносить его с соответствующей фишкой.

развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Ход игры.

— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя первый звук.

— Рассмотреть фишки (малый круг).

— Самостоятельно соединить картинку и фишку. Объяснить выбор.

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: 2 синие фишки, 2 зеленые фишки, 2 красные фишки.

Большой круг: апельсин, утка, мяч, мишка, коза, заяц.

4.Игра «Выдели последний звук»

(выделение последнего звука в слове)

Цель:

формировать умение выделять последний звук в слове и соотносить его с соответствующей фишкой.

 — развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Ход игры:

— Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя последний звук.

— Рассмотреть фишки (малый круг).

— Самостоятельно соединить картинку и фишку. Объяснить выбор.

 Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: зонт, окно, белка, шмель, лось, крокодил.

Большой круг: 2 синие фишки, 2 зеленые фишки, 2 красные фишки

5. Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель:

— упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. 

— закреплять умение ориентироваться на окончание слов при согласовании их друг с другом.

 — совершенствовать навыки образования слова при помощи суффиксов.

— активизировать словарь прилагательными.

Ход игры: Предложить ребенку (детям), поворачивая круги, соотнести картинки, подходящие по смыслу.  Все варианты согласования проговаривать, например, клубничная карамель, клубничный сок, клубничное мороженное, клубничное варенье, пирог из клубники.

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: варенье, пирог, карамель, мороженное, чай, сок.

Слова картинки большого круга: клубника, малина, персик, вишня, апельсин, ананас.

6. Игра «Слогопары»

Цель:

— совершенствовать слоговой анализ и синтез

-совершенствовать умения разделять слова на слоги

Ход игры: предложить ребенку, проворачивая круги объединить объекты с одинаковым количеством слогов (дом, жук).

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: жук, шар, рыба,  санки, самолет, корова.

Большой круг: дом, мяч, муха, сова, машина, крокодил.

7. Игра « Противоположности»

Цель:

 -совершенствовать умение подбирать антонимы, слова противоположные по значению

развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание

пополнять активный словарь ребенка

Ход игры: предложить ребенку, проворачивая круги, объединить объекты с противоположным значением.

 Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: солнце, день, лето, девочка, небо, огонь.

Большой круг: луна, ночь, зима, мальчик, земля, вода

8.Игра «Кто, чем питается»

Цель:

расширять знания детей о животных и об их питании

учить детей грамматически правильно строить предложение

 Ход игры: предложить ребенку, проворачивая круги, правильно объединить животное с тем, чем оно питается, а затем рассказать об этом (Верблюд питается верблюжьими колючками).

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: листья деревьев, верблюжья колючка, трава, косуля, бамбук, муравей.

 Большой круг: жираф, верблюд, зебра, гепард, панда, муравьед.

9.Игра «С какого дерева листочек?»

Цель:

закреплять знания детей о многообразии деревьев,

учить правильно согласовывать существительное с существительным и существительное с прилагательным (лист клена – лист кленовый)

Ход игры:

 — рассмотреть и назвать листочки с малого круга

— рассмотреть и назвать деревья с большого круга

— правильно объединить дерево и листочек, правильно назвать пару (лист березы, березовый лист)

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: лист рябины, лист березы, лист дуба, лист клена, лист липы, лист ивы.

Большой круг: рябина, береза, дуб, клен, липа, ива.

10. Игра «Кто, где живет»

Цель:

закреплять знания детей о диких и домашних животных и их жилищах

 совершенствовать умения правильно строить предложения

  развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

Ход игры:

— рассмотреть и назвать животных с малого круга

— рассмотреть и назвать жилища с большого круга

— правильно объединить животное и его жилище

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: бобр, пчела, белка, волк, барсук, муравей.

Большой круг: хатка, улей, дупло, логово, нора, муравейник.

11.Игра «Сосчитай»

Цель:

-учить детей правильно согласовывать числительное с существительным

-учить, грамматически правильно, строить предложение

Ход игры:

-назвать числительные с малого круга

-рассмотреть и назвать фрукты с большого круга

— вращать круги, объединять числительное с существительным

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: один, два, три, четыре, пять, шесть.

Большой круг: груша, яблоко, апельсин, ананас, банан, киви.

12.Игра «Один — много»

Цель:

-учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

-формировать у детей грамматически правильный строй речи

 -закреплять умение согласовывать слова

Ход игры:

— рассмотреть и назвать картинки с малого круга

-рассмотреть и назвать картинки с большого круга

— вращать круги, объединять числительное с существительным

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: шар, карандаш, яблоко, мяч, цыпленок, утенок

Большой круг: шары, карандаши, яблоки, мячи, цыплята, утята.

13.Игра «Чьи следы»

Цель:

— учить правильно использовать притяжательные прилагательные

-совершенствовать грамматический строй речи

Ход игры:

-рассмотреть следы с малого круга

-рассмотреть и назвать животных с большого круга

— вращать круги, правильно объединить животное его следы

Оборудование для игры: игровое пособие «Круги Луллия», 2 круга по 6 картинок на каждом круге.

Малый круг: следы волка, следы медведя, следы зайца, следы лося, следы белки, следы лисы.

Большой круг: волк, медведь, заяц, лось, белка, лиса.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.