Чтение саамской сказки «Тала-медведь»

Конспект образовательной деятельности

«Чтение саамской сказки «Тала-медведь»

Комягина Любовь Георгиевна,

воспитатель МАДОУ № 93,

г. Мурманск

Цель: знакомство с саамской сказкой «Тала-медведь»

Задачи:

— формировать умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, анализировать;

— побуждать вспоминать содержание знакомых сказок, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать;

— вовлекать детей в содержательное речевое общение, диалог;

— воспитывать уважение к малым народам севера саамам, поморам.

Предварительная работа

Чтение саамских сказок: «Невеста солнца», «Почему олени живут отдельно от людей», «Богатырь Ляйне», «Пяйвий и Куйва», «Морская бабушка», «Собачий сын», «Заклятая гора», «Волшебный котёл», «Чахкли».

Беседы по ознакомлению с окружающим миром:  знакомство с традициями и культурой народов севера(саамы, поморы).

         Ход образовательной деятельности:

Добро пожаловать в удивительную страну Лапландию.

— Как зовут коренных жителей Севера, мурманской области?

   (Саамы, поморы)

— Каким промыслом занимаются эти народы? (охота, рыбная ловля, разведение оленей)

— У саамов есть своё особое жилище, национальная одежда, традиции, культура.

— Как называется жилище саамов? (вежа, кувакса, тупа).

— Как называется одежда, обувь саамов? (печок, яры).

Вспомните, как осенью к нам приходила бабушка-саамка. О чём она нам рассказывала и что показывала? (высказывания детей).

Набегаются детишки по улице, соберутся у камелька вокруг бабушки и просят «Бабушка расскажи нам сказку?»

— Какие саамские сказки вы знаете? (дети перечисляют).

Все знали богатыря Ляйне: и свои и чужие.

— Каким он был? (сила медвежья, хитрость, бегал быстрее оленя, прыгал лучше белки).

— Почему Ляйне не взял с собой сына Пяйвий на бой со злой чудью?

— Расскажите, как Ляйне вылечился от полученных ран? (завернулся в медвежий жир, остались только глаза и нос, потому что нет лучшего лекарства для боевой раны, чем медвежий жир).

— Кто такой Куйва? Что он решил? (злой чудин во главе войска). (решил извести весь саамский народ).

— Почему чудины убили брата Ляйне Арипия?  (забыл вывернуть печок мехом внутрь, чудины схватили его за мех).

— Расскажите, как Пяйвий смог одолеть чудина Куйву?

— Что сказал отец сыну, когда Пяйвий положил перед ним меч Куйвы?

— Почему олени живут отдельно от людей?

Физминутка. «Разжечь костёр» (звучит саамская музыка).

У меня в руках книга сказок. Книга не новая, но она хорошо сохранилась, потому что с ней бережно обращаются. На мой взгляд, здесь собраны лучшие саамские сказки.

Мне нравится саамские сказки, потому что в них рассказывается о богатырях, их силе, ловкости, хитрости, умении постоять за свой народ.

Я познакомлю вас с новой сказкой «Тала-медведь». Тала-медведь — это сказочный медведь леший.

                                   Сплю и вижу,

                                   Как в завязке

                                 Молодого чудо- дня

                                В  куваксу заходят сказки

                                И садятся у огня.

Чтение сказки.

Беседа по содержанию:

— Почему дети влетели в медвежью кису?

— Что придумал самый маленький мальчик, чтобы спастись от медведя?

— Какие слава заклинания кричал? (обыграть)

— Что нужно делать, чтобы медведи не воровали детей?

Первое: дети должны слушаться матерей.

Второе: у них должно быть храброе сердце.

Третье: при встрече с медведем надо смотреть ему прямо в глаза.

«Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

— Чему нас учит эта сказка?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.