Конспект образовательной деятельности
«Чтение саамской сказки «Тала-медведь»
Комягина Любовь Георгиевна,
воспитатель МАДОУ № 93,
г. Мурманск
Цель: знакомство с саамской сказкой «Тала-медведь»
Задачи:
— формировать умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, анализировать;
— побуждать вспоминать содержание знакомых сказок, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать;
— вовлекать детей в содержательное речевое общение, диалог;
— воспитывать уважение к малым народам севера саамам, поморам.
Предварительная работа
Чтение саамских сказок: «Невеста солнца», «Почему олени живут отдельно от людей», «Богатырь Ляйне», «Пяйвий и Куйва», «Морская бабушка», «Собачий сын», «Заклятая гора», «Волшебный котёл», «Чахкли».
Беседы по ознакомлению с окружающим миром: знакомство с традициями и культурой народов севера(саамы, поморы).
Ход образовательной деятельности:
Добро пожаловать в удивительную страну Лапландию.
— Как зовут коренных жителей Севера, мурманской области?
(Саамы, поморы)
— Каким промыслом занимаются эти народы? (охота, рыбная ловля, разведение оленей)
— У саамов есть своё особое жилище, национальная одежда, традиции, культура.
— Как называется жилище саамов? (вежа, кувакса, тупа).
— Как называется одежда, обувь саамов? (печок, яры).
Вспомните, как осенью к нам приходила бабушка-саамка. О чём она нам рассказывала и что показывала? (высказывания детей).
Набегаются детишки по улице, соберутся у камелька вокруг бабушки и просят «Бабушка расскажи нам сказку?»
— Какие саамские сказки вы знаете? (дети перечисляют).
Все знали богатыря Ляйне: и свои и чужие.
— Каким он был? (сила медвежья, хитрость, бегал быстрее оленя, прыгал лучше белки).
— Почему Ляйне не взял с собой сына Пяйвий на бой со злой чудью?
— Расскажите, как Ляйне вылечился от полученных ран? (завернулся в медвежий жир, остались только глаза и нос, потому что нет лучшего лекарства для боевой раны, чем медвежий жир).
— Кто такой Куйва? Что он решил? (злой чудин во главе войска). (решил извести весь саамский народ).
— Почему чудины убили брата Ляйне Арипия? (забыл вывернуть печок мехом внутрь, чудины схватили его за мех).
— Расскажите, как Пяйвий смог одолеть чудина Куйву?
— Что сказал отец сыну, когда Пяйвий положил перед ним меч Куйвы?
— Почему олени живут отдельно от людей?
Физминутка. «Разжечь костёр» (звучит саамская музыка).
У меня в руках книга сказок. Книга не новая, но она хорошо сохранилась, потому что с ней бережно обращаются. На мой взгляд, здесь собраны лучшие саамские сказки.
Мне нравится саамские сказки, потому что в них рассказывается о богатырях, их силе, ловкости, хитрости, умении постоять за свой народ.
Я познакомлю вас с новой сказкой «Тала-медведь». Тала-медведь — это сказочный медведь леший.
Сплю и вижу,
Как в завязке
Молодого чудо- дня
В куваксу заходят сказки
И садятся у огня.
Чтение сказки.
Беседа по содержанию:
— Почему дети влетели в медвежью кису?
— Что придумал самый маленький мальчик, чтобы спастись от медведя?
— Какие слава заклинания кричал? (обыграть)
— Что нужно делать, чтобы медведи не воровали детей?
Первое: дети должны слушаться матерей.
Второе: у них должно быть храброе сердце.
Третье: при встрече с медведем надо смотреть ему прямо в глаза.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
— Чему нас учит эта сказка?