Консультация для педагогов и родителей
«Проблема введения в речь детей поставленных звуков»
Лапутина Наталья Алексеевна,
учитель-логопед МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.
У ребенка поставили дефектные звуки, но возникла проблема: введения их в речь. При этом изолированный звук чистый и даже трудностей с произнесением его в словах нет, но в речи ребенок его не использует, теряет, пропускает, заменяет.
Просите повторить — повторит чисто, а когда говорит что-то сам, в привычном темпе, то большая часть звуков улетает.
Имеем: звуки чистые, ребенок сосредоточен и выдает чисто слова, словосочетания.
Проблема: на занятиях говорит хорошо, вышел в другую комнату и в обычной, бытовой речи — привычное смазанное говорение.
В чем могла быть ошибка?
1. Дефектные звуки были поставлены все, и автоматизация проходила для всех поставленных звуков сразу.
2. Этапа «ввода в речь» не было ни для одного звука, не говоря уже о дифференциации (т.е. размежевании, например С/Ш, З/Ж, Л/Р)
Решение проблемы?
Необходимо вернуться к первому звуку, который ставили и автоматизировать его до конца (во фразах, в предложениях и в коротких текстах-рассказах). Затем, вводить в речь, не акцентируя особого внимания на других звуках. Например, по очереди придумываем слова со звуком [С], кто больше ; Я называю слово на звуков [С], а ты придумай предложение (можете со словосочетания начать сущ.+прилагат.); больше стишков, потешек (не скороговорок), стишки про Снег, Снеговиков, Сугробы, там много [С], [З] ,[Ц] — эти звуки можно автоматизировать вместе. Когда звуки хорошо установились в предложениях, тогда можно работать с текстом: лучше рассказывать (придумай рассказ по картинке, мини-спектакль с игрушками), а не просто читать текст. В большей степени — устная речь, в основном диалоговая вводит поставленные звуки в активный словарь и в меньшей степени – чтение. Но исключать его не стоит. Так как чтение способствует развитию фонематического слуха.
Звуки стоит вводить по очереди, когда в обычной речи звук устоится, тогда обращайте внимание на следующий. Речевой диалог — решение такой проблемы. Если ребенок торопится что-то рассказать, попросите пропеть или прохлопывайте вместе ритм того, что он говорит, если есть метроном (дети такое любят) — «говори в ритме (слово — удар)» и т п.
Поэтому: любые привычные игры (лото, конструктор, лего или пазлы) — все должно сопровождаться речью. Очень эффективно закрепление звуков происходит на бытовом уровне (Стол, стул, кровать, ручка, карандаш, подушка, шапка, шуба, шарф и т.д.) — все эти слова чаще встречаются в обычной жизни, а значит на них и делается упор.