Деревянные игрушки

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

«Деревянные игрушки»

для детей подготовительной группы

 

Приказчикова Наталия Валентиновна,

воспитатель МБДОУ № 132,

г. Череповец Вологодской обл.

 

Цель:  Расширение представлений детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства через знакомство с деревянными игрушками.

Задачи:

-Уточнить виды деревянных игрушек.

— Познакомить детей с историей происхождения русской матрешки  с использованием презентации.

— Познакомить детей с Семёновской, Загорской, Майдановской
матрёшкой, учить различать характерные особенности формы, различные техники росписи матрёшек.

— Развивать у детей интерес к предметам народного искусства.

 — Пополнять активный и пассивный словарь словами: Полхов -Майдановская матрёшка. Семёновская, Загорская.

— Развивать память, мышление, речь детей.

 — Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды, игрушка-Буратино, игрушка – матрёшка 8 – местная. Иллюстрации и картины с изображением разных видов росписи матрешек, трафареты матрешек для раскрашивания,  краски акварельные, кисти, баночки для воды, салфетки.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин с изображением мастеров по изготовлению матрешек.
  2. Знакомство с элементами узора, цвета на занятии по рисовании росписи матрешек.
  3. Чтение стихов и  потешек о народных умельцах, о матрешках.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети стоят рядом с воспитателем в игровом центре.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино).

Мотивация:
Воспитатель:
Правильно, дети, и сегодня  Буратино у нас в гостях. (вносит Буратино). Оказывается, Папа Карло у Буратино открыл творческую мастерскую по изготовлению деревянных игрушек, вот Буратино и ходит по детским садам, с просьбой  нарисовать  деревянные игрушки, а Папа Карло  будет смотреть на ваши рисунки и  вырезать  их из дерева.

— Ну что, дети поможем Буратино? (да)

— Как вы думаете, из какого материала изготовлен Буратино?  (из дерева)

— Какие вы знаете еще игрушки, изготовленные из дерева? (деревянные кубики, настольные театры по сказкам, богородская  игрушка, матрешка, игрушки -вкладыши, деревянные музыкальные инструменты.

Воспитатель: Молодцы, послушайте загадку об одной деревянной игрушке  и угадайте игрушку.

«Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят они друг в дружке.
А всего одна игрушка» (Матрёшка).
Воспитатель: Молодцы, дети, правильно, а чтобы получше все узнать о матрешках я предлагаю вам вместе с Буратино отправится в гости к матрёшкам.
Дети проходят и садятся на стульчики в рабочем центре.

Показ презентации об истории появления матрешки.

Воспитатель: Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.

Слайд 1. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. В подмосковной усадьбе Абрамцево собирались замечательные русские художники.

Слайд 2. Попала к ним как-то японская деревянная игрушка – кокэси. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка понравилась художникам, и они попросили знаменитого игрушечных дел мастера сделать игрушку похожую на эту, но только свою, русскую. Фигурку мастер вырезал из деревянного бруска берёзы или липы.

Создали первую матрёшку токарь Василий Петрович Звёздочкин и художник Сергей Васильевич Малютин.

Вот так и родилась первая русская матрёшка. Это была розовощёкая девочка – настоящая русская красавица. В простом крестьянском сарафане и переднике, а на голове – яркий платочек с цветами. Матрёшка была не лентяйка. В руках у неё были то серп, то хлебные колосья, то уточка или петушок, а то и корзинка с ягодами – грибами.

 Воспитатель: Как вы думаете, почему игрушку назвали матрёшкой? (Ответы детей, обобщает воспитатель). Деревянную куклу назвали матрёшкой, может быть, потому что имя Матрёна было наиболее распространено на Руси, в основе имени лежит слово «мать». Именно с матерью ассоциировалось имя Матрёна. Она была главой, как правило, многочисленной семьи. В то время в русских семьях было много детей, так как нужны были рабочие руки.
Матрёшку сразу полюбили взрослые и дети. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да ещё внутри целое семейство прячется.

 Воспитатель показывает и раскрывает 8–местную матрёшку. Дети (2 ребенка)  читают стихотворение:
Маша:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти куколку четвёртую

Катя:
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
В ней живёт шестая, А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая. Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сёстры – куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь!
Воспитатель: Сегодня производством матрёшек занимаются во многих городах и сёлах нашей страны. Давайте посмотрим, какие матрёшки бывают.

Слайд 3. Семёновская матрёшка.
В городе Семёнове Нижегородской области, на родине хохломской росписи появилась своя матрёшка – семёновская. У неё стройная вытянутая форма. Она отличается от других матрёшек тем, что узор наносится на естественную золотую фигурку. Впереди фигурка расписывается очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы.

Слайд 4. Сергиево-Посадская (загорская) матрёшка.
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорская матрёшка плотная, приземистая с плавным переходом головы в туловище. На голове у неё разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. В руках она всегда что – то держит или корзинку, или курицу.

Слайд 5. Полхов-Майданская матрёшка.

Есть село в Нижегородской области, которое называется Полхов-Майдан. Слово «майдан» старинное слово и означает сборище людей. А Полховка это речка, на которой стоит село. Отсюда и название села. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят «таратушки» игрушки. Произошло это слово от слов тараторить, тарусить, трещать, шутить.

Мастера выработали свой стиль декоративной росписи. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо них у матрёшек двухцветный фон – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Расписана матрёшка крупными и яркими цветами в чёрном контуре. И ещё есть у неё отличительный знак – глаза, чуть прищуренные и хитро, так подсматривают. Лицо у матрёшек разрисовано только чёрной краской.

Таких игрушек нет больше нигде в мире, их делают только в России. Поэтому иностранные гости обязательно стараются купить и привезти на память из России, в качестве сувенира своим близким, предметы русских мастеров.

Воспитатель: Перед тем как отправиться в мастерскую по росписи матрешек предлагаю встать в хоровод.

Физкультминутка

“Весь народ глядит в окошки
Танцевать пошли матрешки,
Восемь водят хоровод, а девятая поет (водят хоровод)

 Дуйте в дудки, бейте в ложки
в гости к нам пришли матрешки,
ложки деревянные  матрешечки румяные (хлопают в ладоши, кружатся)

 Хлебом-солью всех встречаем
самовар на стол несем
мы за чаем не скучаем,
говорим о том, о сем  (пружинка с поворотом)

 Очень любим мы матрешки,
разноцветные одежки
сами ткем и прядем
сами в гости к вам придем (обнимают друг друга)

Воспитатель: Вот и нам мастер Буратино приготовил заготовки  матрешек для разной росписи. Детям предлагают самостоятельно выбрать понравившуюся роспись и заготовку.

Воспитатель предлагает детям перейти в творческую зону, где расположены на трех столах образцы матрешек и заготовки из бумаги. На первом столе воспитатель предлагает расписать Семеновскую матрешку, на втором столе Полхов-Майданскую матрешку, на третьем столе Сергиево-Посадскую матрешку. Дети самостоятельно могут выбрать понравившуюся роспись и сесть за тот стол, где будет выполнять работу.

В конце занятия Буратино хвалит детей за их работы для Папы Карло и уходит.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что нового и интересного вы сегодня узнали? С какими видами  матрёшек вы сегодня познакомились? Из какого материала они сделаны? С какими трудностями в росписи матрешек вы встретились? Расскажите о своей матрешке. Воспитатель обобщает ответы детей, подводит итог занятия. Благодарит за работу.

Cписок литературы:

Интернет-ресурсы:
http://matryoshkamc.ru/matryoshka/stili-rospisi

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.