«Детская научно-практическая конференция «Секреты воздуха»

Конспект образовательной ситуации

«Детская научно-практическая конференция «Секреты воздуха»

Леонова Галина Сергеевна,

воспитатель МДОУ № 14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира.

Задачи:

1.Организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному им экспериментированию; расширять представление о воздухе как,  о природном объекте (воздух есть везде; он имеет вес, невидим, может  держать  и двигать предметы, оказывать сопротивление,  его можно увидеть в форме пузырьков).

2. Создавать условия для развития  мышления и творческого воображения в процессе экспериментальной деятельности; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать  выводы;

3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:  интерактивная доска, стаканчик, контейнер с водой, весы, воздушные шары, шприц,  резиновые игрушки, кусочки резины, мандарины,  игрушка — парашютист, листы бумаги А-4, острые деревянные палочки, свистульки , крышки от сока, полиэтиленовые пакеты, весы,  белые халаты, крючки на присосках,

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель:  Уважаемые гости,  мы рады приветствовать вас на научно-практической конференции  Знайки.  Позвольте представить вам участников научно-исследовательской лаборатории.

Сотрудник научно- исследовательской лаборатории Знайки — Варвара,

Сотрудник научно- исследовательской лаборатории Знайки  — Маша и т. д.

Для того, чтобы стать сотрудниками научно-исследовательской лаборатории Знайки, мы прошли обучение по программе Знайки. Программа называлась «Секреты Воздуха». Группа наших сотрудников продемонстрирует вам результаты обучения и познакомит вас с секретами воздуха. Прошу всех сотрудников занять места (дети садятся на стулья).

Воспитатель:   Учёные-исследователи, посмотрите внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

 —   Как вы думаете, а почему воздух – невидим? (воздух прозрачный).

Мы с сотрудниками сделали открытие. Невидимый воздух можно увидеть. Не верите?  Сейчас один  из  наших сотрудников вам это докажет.

Эксперимент № 1 «Воздух  можно увидеть»

Сотрудник 1 (ребёнок):

 Посмотрите внимательно, у меня в руках стаканчик. Стаканчик кажется пустым. На самом деле в нём находится воздух. И я вам это сейчас докажу. Я  наполню ванночку   водой, переверну стаканчик вниз дном и медленно опущу его в воду. Посмотрите, стаканчик остался пустым, вода не может попасть внутрь, потому что там находится воздух. Воздух не даёт наполнится стаканчику водой.

Воспитатель:  Смогли мы увидеть воздух? (нет).

Сотрудник .  Посмотрите на шприц. Внутри него находится воздух. Если  его выдвинуть и задвинуть, то не происходит ничего видимого для глаз. Шприц кажется пустым. Я еще раз   выдвину шприц,    опущу один конец в контейнер с водой и задвину его. Вы увидели пузырьки. Они поднимаются вверх.

 Когда мы выдвигаем шприц, для воздуха не остаётся места. Тогда его можно увидеть в форме пузырьков в воде.

Воспитатель:  Воздух – это газ, который не растворяется в воде.   Интересно, почему  воздух поднимается на поверхность воды? Чтобы открыть этот секрет воздуха, я приглашаю  следующего сотрудника.

Эксперимент № 2 «Воздух легче, чем вода?».

Сотрудник 2. Если опустить  кусочек резины в воду, то он утонет. А если опустить резиновую игрушку, то вы увидите, что она плавает.

 Воспитатель:   Почему, ведь игрушка  намного больше кусочка резины?   Сотрудник 2. Внутри игрушки находится воздух. Опустим в воду один мандарин с кожурой, а другой без кожуры. Мы видим, что мандарин с кожурой плавает, а очищенный утонул.

Воспитатель: Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Сотрудник 2.  Мандарин с кожурой не тонет, потому что в  кожуре есть воздух,  и он удерживает его на поверхности воды. Значит  воздух намного легче воды. Поэтому пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Эксперимент №3 «Как поймать воздух?».

 Воспитатель: учёные –исследователи,  попробуйте поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы). Может  кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Прошу доказать это.

 Сотрудник 3. Воздух можно поймать в целлофановый пакет. Нужно зажать пакет и закрутить его. Посмотрите, что произошло с пакетом. Пакет изменил форму, он полон воздуха.   

Воспитатель: Хорошо! Как проверить, что в пакете действительно находится воздух?

 Сотрудник 3. Воздух можно почувствовать. Для этого нужно острой палочкой проколоть мешочек, поднести его к лицу и нажать  на него руками.  (ребёнок подходит к детям и  нажимает на пакет).

Сотрудник 3. Я  доказала, что воздух можно поймать и почувствовать.

Воспитатель: Учёные, объявляется перерыв, я приглашаю вас выйти из лаборатории и пройтись по свежему воздуху.

(На экране высвечивается лес, звучит музыка ветра.)

 Физминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху, машут руками вправо-влево)

Выходи гулять!(«зовут»)

Воздух-невидимка,  (руки вверху, машут руками вправо-влево)

Как тебя поймать?(хлопки руками  в разные стороны)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бег на месте)

Чистого, пречистого воздуха найду ( потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте),

Самого полезного воздуха найду. (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду. ( фонарики)

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох — выдох. Что происходит с  нашей грудью при вдохе?  (грудная клетка поднимается), а при выдохе? (опускается) (3-4 раза).

Воспитатель: Так значит для чего нам нужен воздух? (дышать)

Правильно, воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Перерыв закончен. Я  прошу  всех сотрудников вернуться на конференцию .

Опыт №4.  Воздух может сопротивляться.

Воспитатель: Следующий секрет воздуха нам откроет сотрудник Павел.

 Сотрудник 4. Поднимите глаза вверх и  понаблюдайте, как с неба опускается парашютист. Парашют раскрылся и образовал форму купола. Парашютист  опускался по воздуху медленно, потому что его поддерживает сопротивление.  И сейчас я это докажу. Нужно взять лист бумаги, высоко поднять его над головой и отпустить. Затем скомкать второй  лист и уронить смятый лист с такой же высоты. Вы увидели, что листы бумаги падают по-разному. Оба листа проходят сквозь воздух, который нас окружает. Падая,   листы  раздвигают собой воздух в стороны.  Воздух оказывает сопротивление.  Чем больше поверхность предмета, тем больше сопротивление. Сопротивление поддерживает предмет, которое больше у   гладкого  листа. Скомканный лист падает быстрее,  потому что у него сопротивление меньше. Парашютист летит медленно, потому что поверхность парашюта большая и воздух оказывает большое  сопротивление.

Воспитатель: Учёные-исследователи, как вы думаете, имеет ли воздух вес? Прошу  это доказать.                     

  Опыт № 5 Воздух имеет вес.

 Сотрудник 5. Посмотрите, у меня необычные весы (на весах по  два  надутых шара). Я взвешиваю на них шары. Шары весят одинаково. Концы палки находятся на одном уровне. Значит на моих весах равновесие. Внутри шаров находится воздух. Если  проколоть один шарик и выпустить из него воздух, то конец палки с пустым шаром поднимется вверх. Положение  весов изменилось, потому что шарик с воздухом тяжелее, чем  пустой. В шарах  находился воздух. Когда  в одном из шаров выпустили воздух, равновесие нарушилось, значит  воздух имеет вес.

Воспитатель:  Что надо сделать, чтобы выровнять равновесие?  (выпустить воздух из второго шара).

Опыт № 6. Воздух можно услышать.

 Воспитатель: Как вы думаете, можно ли услышать воздух? Кто это может доказать?

Сотрудник 6. Если  в свистульку или в крышку быстро направить струю воздуха, то можно его услышать.

  Воспитатель: Услышали?

Сотрудник 6.  Когда воздух очень быстро двигается вперед, то происходит колебание воздуха и мы его слышим.   

Воспитатель:  Какие вы еще знаете секреты воздуха?                                                                                                                 

  Опыт № 7 Воздух может держать предметы.

 Сотрудник 7.  Посмотрите, в присоске крючка находится воздух. Если крючок  сильно прижать к пластине, то воздуха под ним не останется. Поднимем пластину. Вы видите, что крючки не падают. Значит воздух, который находится снаружиможет держать предметы.

Опыт № 8. Воздух может двигать  предметы.

(К 2 –м  стойкам привязана веревка.  Концы веревки продеты через пластиковую трубку. Шарик приклеен бумажной клейкой лентой к пластиковой трубке).

Сотрудник 8. Посмотрите, что произойдёт, если открыть клапан и выпустить из воздушного шарика воздух. Вы увидели, что шарик двигался. 

Внутри нас тоже есть воздух. Если подуть на стаканчик, то он будет двигаться  (ребёнок дует через трубочку на стаканчик).

Сотрудник  8. Я доказал, что воздух может двигать предметы.

Воспитатель:  Как вы думаете, что может воздух двигать в природе? (облака,  ветки деревьев, мельницу,  корабли и т. д.).

Воспитатель: Вы  открыли много секретов о воздухе-невидимке .  А сейчас  прошу всех учёных подойти к столу, выбрать картинки с предметами, в которых может находиться воздух  и прикрепить к доске (дети называют предметы).

Воспитатель. Правильно, во всех  этих предметах  находится воздух.

—  Скажите, а где может находиться самый полезный воздух? (на море, в лесу, в горах и т.д.) 

 — Чем полезен воздух в лесу? (в лесу растёт много деревьев, а деревья вырабатывают кислород — воздух; в лесу  воздух успокаивает, бодрит).

— А чем полезен морской воздух? (солёный морской воздух освежает; у моря люди дышат йодом; в морском воздухе нет микробов и пыли).

— Как вы думаете, кому еще нужен воздух? (людям, животным, растениям).

 Воспитатель. На этом научно-исследовательская конференция Знайки заканчивает свою работу. Вы сегодня были настоящими учёными,  открыли много секретов о воздухе. За исследовательский вклад в научную работу лаборатории Знайки  каждый из вас награждается Дипломом научного сотрудника.

(Вручение Дипломов)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.